()
Примерное время на чтение статьи: 13 минуты

При проектировании сада китайцы преследуют цели, противоположные западным. Поэтому в саду фэн-шуй нет ни формальных клумб, ни аккуратных рядов регулируемых цветов, ни буйства красок. Вместо этого он тщательно пытается воссоздать самые лучшие черты природы и стать кусочком ландшафта или даже ландшафтом в миниатюре.

Сад по фэн-шуй

Настоящий секрет китайского садоводства заключается в создании пространства, чтобы привлечь внимание к деталям. При этом китайский садовник вполне может убрать то, что западный садовник добавил бы.

Крошечные сады можно сделать еще меньше с помощью перегородок; можно построить стены, чтобы отгородиться от элементов, которые не являются частью дизайна; одно растение может заменить множество растений, так как идеальное место по фэн-шуй создается в миниатюре, а основными затратами являются время, тяжелая работа и терпение.

Сад также может включать в себя элементы, раскрывающие Дракона, Птицу, Тигра и Черепаху. От злобных ша отгонит символическая шпалера, а просто сооруженный пруд может выполнять функцию водяного дракона сада. Таким образом, обращая внимание на формы стен, дорожек, камней и воды, сады могут стать образцовыми примерами всех предписаний школы Форм Фэн-шуй.

Сформированный Небом

Для создания идеального китайского сада на самом деле не существует ни твердых правил, ни фиксированных формул; есть лишь ряд основных принципов. Первый из них заключается в том, что качество имеет большее значение, чем размер; большее, чем количество, редкость или разнообразие цветов. Одиночное, обычное, дикое растение, аккуратно размещенное в подходящем месте, будет достойно созерцания; переполненный участок, напротив, не привлечет второго взгляда: и если сад небольшой, то чем более разреженным он будет, тем более просторным он будет казаться.

Второй принцип заключается в том, что до начала работы над садом необходимо разработать и поддерживать общий дизайн. Может пройти много лет, прежде чем проект будет реализован, и могут возникнуть большие соблазны отойти от первоначального плана: но если им не противостоять, сад будет бесформенным.

В-третьих, что очень важно, сад должен отражать природу. Он может быть создан человеком, но должен выглядеть так, как будто его сформировали небеса. Он должен быть красивым, но не вычурным. Тона должны быть светлыми, но наполненными смыслом; должен быть баланс между избытком и пустотой, а сила должна контрастировать с мягкостью.

Сад также должен иметь определенные акценты, чтобы взгляд посетителя легко обращался к конкретным особенностям, а не был сбит с толку целым рядом достопримечательностей. Действительно, задача садового дизайнера — отделить прекрасное от безобразного.

Статичные и мобильные сады

Существует два вида китайских садов: “статичный” и “мобильный”. “Статичный” сад предназначен для просмотра в целом, обычно с одной определенной точки обзора, где композиция видна наилучшим образом. “Мобильный” сад, однако, предназначен для того, чтобы прохожие рассматривали его по частям.

Таким образом, “статичный” сад подобен картине в рамке на стене, которую можно увидеть всю сразу; в то время как “мобильный” сад подобен свитку картины, разворачивающемуся сцена за сценой. Все хорошо спланированные сады относятся к одной или другой категории, а некоторые могут даже сочетать в себе обе функции. Плохо продуманный сад, однако, не достигает ни того, ни другого.

“Статичный” сад спроектирован таким образом, чтобы на него можно было смотреть с определенной точки обзора, подобно картине в рамке. “Мобильный” сад, однако, больше похож на рисунок в виде свитка, постепенно раскрывающий свои различные особенности для прогуливающегося наблюдателя.

Первый шаг в проектировании сада в соответствии с принципами фэн-шуй — это определение его функции. Будет ли это “статичный” сад, на который можно смотреть из окна, или это будет “мобильный” сад, по которому наблюдатель будет бродить, отмечая по очереди различные его особенности?

В “мобильном” саду может быть несколько очаровательных миниатюрных сцен, но он может не выглядеть особенно привлекательным, если смотреть на него из далекого окна. Однако “статичный” сад может иметь красивый вид издалека, но быть менее привлекательным для посетителя, который любит прогуливаться.

Пространство и перспектива

Многие китайские сады имеют внутри себя сады поменьше. Однако в одном отношении каждый китайский сад — это один сад внутри другого, поскольку окружающий ландшафт рассматривается как часть сада и должен быть умело включен в него, используя дальние виды, чтобы добавить к оценке пространства и перспективы.

Согласно заповедям фэн-шуй, из сада можно увидеть верхушки природных объектов на дальних участках, но не их основания; в то время как в промышленном ландшафте даже непривлекательный объект можно обрамить лунными воротами, чтобы придать перспективу виду.

Правила фэн-шуй гласят, что из сада можно увидеть вершины природных объектов или отдаленные пейзажи, но не их основания; в то время как в промышленном ландшафте даже непривлекательный объект может быть обрамлен лунными воротами, чтобы придать взгляду перспективу.

Китайцы считают, что некоторые аспекты дальнего пейзажа всегда должны быть сохранены и использованы, и это обычно достигается путем “отъема” любой ненужной части путем экранирования ее структурированными стенами, решеткой или деревьями. Должны быть видны только вершины холмов или гор, а их основания должны быть скрыты.

Аналогично, если перспектива рукотворная, покажите крыши, но не основания. Даже если пейзаж индустриальный, без единой природной особенности, все равно должна быть возможность определить его наиболее привлекательный элемент и выделить его из остальных. Например, дымовая труба в обрамлении лунных ворот придаст интригующую перспективу даже самому маленькому городскому саду.

Выбор растений

Согласно китайской традиции фэн-шуй, лучшие растения для сада — это те, которые попали в него естественным путем. Сад должен служить для того, чтобы подчеркнуть красоту местных растений, а не включать в себя что-то чужеродное для данного региона. По сути, сад фэн-шуй не занимается экзотической флорой, чуждой природному ландшафту и поэтому несочетаемой; он также не должен быть коллекцией ботанических образцов.

Деревья обычно составляют фон китайского сада и часто используются для экранирования отвергаемых пейзажей. В целом, вечнозеленые деревья предпочтительнее лиственных и считаются символом долголетия. Ивы очень любимы садовыми дизайнерами как на Востоке, так и на Западе. Но китайцы считают ивы подходящими только для больших садов, поскольку, по их мнению, эти деревья эффективны только тогда, когда они растут группами по три-пять штук. Эффект, которого они добиваются, заключается в тяжелом занавесе, а не в мягком поникании одиночной ивы, как это часто встречается в большом западном саду.

Использование цвета

Китайский сад необязательно должен быть радугой красок. Действительно, считается, что кричащие контрасты нарушают как внешний вид сада, так и его фэн-шуй. Вместо этого лучшие китайские сады придерживаются разборчивого, узкого спектра. И все же, чтобы изобразить богатое разнообразие оттенков, которые можно увидеть, потребуются все цвета палитры. Краски осени могут послужить образцом. Казалось бы, все они золотые и коричневые, прекрасно сочетающиеся друг с другом, но количество оттенков бесконечно.

Белый цвет не является цветом, а вода, безусловно, сама по себе бесцветна. Тем не менее оба они служат для усиления и отражения цветов окружающей среды в традиционном китайском саду. В Северном Китае сине-зеленый цвет сосен и синева морозного неба усиливаются, когда проплывают хрустящие белые облака; а в Южном Китае павильоны с белеными стенами, склонившиеся над водой, могут казаться лишенными цвета, но каждый из них имеет свой цвет.

Садовник, внимательный к принципам фэн-шуй, также будет стараться придерживаться региональных оттенков, которые исходят из цвета местной земли, камней, песка и естественной растительности, и будет использовать эти естественные оттенки с большей эстетической пользой, чем тот, кто пытается скрыть их показными демонстрациями преходящих цветов.

Влажные и сухие рокарии

В каждом китайском саду есть скалы, состоящие либо из нескольких аккуратно уложенных камней, либо из настоящего грота. В западных садах рокарии строятся в основном для поддержки нескольких альпийских растений, но в Китае скалы служат для того, чтобы любоваться их формой. Один из самых известных скальных садов — сад императора Хуэй-цзуна. Когда он взошел на престол в 1100 году нашей эры, у него не было сыновей, и советники по фэн-шуй объяснили это плоским рельефом местности.

В результате он приказал возвести гору на северо-востоке от столицы. Сотни телег с огромными камнями, обточенными водой до причудливых форм, были привезены из озера Тай возле Сучжоу, китайского города-сада. У императора были сыновья, но из-за экстравагантности строительства горы он должен был потерять свою империю.

Для достижения баланса грубые (Ян) скалы размещаются в плоской (Инь) обстановке “сухого” рокария.

Дизайн рокария зависит от того, каким он должен быть: “сухим” или “мокрым”. “Влажные” рокарии необязательно связаны с водой, однако, само формирование скал может создать иллюзию присутствия воды. Разбросанные камни относятся к сухому типу рокариев. Хороший рокарий будет выглядеть естественным и интегрированным, а не построенным или собранным: и типы используемых камней должны рассматриваться по отношению друг к другу.

Нежные камни придают женственность, грубые — мужественность, и целью должно быть уравновешивание Инь и Ян сада путем размещения грубых (Ян) камней в плоском (Инь) окружении, и наоборот. В Южном Китае силуэты скал часто подчеркиваются ярким солнечным светом и фоном беленой стены, образуя четкую и компактную композицию.

Пруды и ручьи

Китайский сад не может быть полным без воды, и характер почвы всегда определяет, как она должна быть включена. Если земля плоская, то в виде прудов; если холмистая, то в виде ручьев: и в любом случае важна не глубина воды, а ее поверхность, форма и извилистость. Очевидно, что и во “влажных” местах важно позаботиться об отводе воды, чтобы не было наводнений, в то время как в сухих местах больше внимания нужно уделить сохранению воды.

Вода также ценится за вклад, который она вносит в звуковую картину сада. Журчание ручьев, плеск карпов в прудах — все это часть общей картины природы, запечатленной в пейзаже китайского сада. Китайские декоративные сады с большими прудами также часто имеют декоративные дорожки или мостики, проложенные над поверхностью воды и ведущие к островным павильонам.

Чтобы противостоять любому дурному ша, эти мостики всегда делаются зигзагообразными, теоретики утверждают, что всегда должно быть девять “кривых” или изгибов. Иногда такие садовые мостики строят близко к поверхности пруда и ниже верхушек берегов, так как это создает удивительное ощущение, что ступаешь по самой поверхности воды.

Особенности и глупости

Все типы китайских садов могут включать в себя элементы, которые не являются ни растениями, ни камнями, а созданы человеком. В самых больших садах они могут принимать форму многоэтажных пагод, павильонов и чайных домиков. В миниатюрных садах (бонсай) также часто встречаются миниатюрные модели архитектурных объектов: но в более скромном саду не следует размещать изображения грандиозных объектов. Предпочтительнее, чтобы в саду было что-то пропорциональное размеру сада, например, солнечные часы, армиллярная сфера или беседка.

Если в саду есть сарай или другое хозяйственное сооружение, то в идеале оно должно либо стать особенностью сада, либо быть полностью скрыто. Ни в коем случае нельзя пытаться украсить его такими штрихами, как решетчатые окна, превращая его в псевдохрам или чайный домик.

Стены, однако, могут быть использованы различными способами для улучшения особенностей сада, а в небольших садах они могут создать иллюзию большего пространства, увеличивая количество углов и видов. Действительно, китайцы говорят, что стены должны использоваться для сокрытия того, что должно быть сокрыто, экранирования того, что должно быть экранировано, разделения того, что должно быть разделено, и разделения того, что должно быть разделено.

Извилистые и прямые дорожки

В “мобильных” садах есть извилистые дорожки, которые ведут посетителей к различным точкам обзора. Такие дорожки становятся особенностью сада. С другой стороны, короткие пути для удобства необходимо скрывать, так как они принимают форму неестественных прямых линий. Китайцам они были известны как “дорожки обхода”, первоначально предназначенные для слуг, чтобы они могли забирать и уносить вещи из главного особняка, не сталкиваясь по пути с гостями. Наиболее предпочтительны извилистые дорожки, похожие на ручьи, но традиция требует полностью избегать спиралей, “подобно ядовитой змее, обвивающей шею” (О китайских садах, Чен Конг Чжоу, 1984).

Присвоение имени объекту

Один из способов, с помощью которого китайские преподаватели пейзажной живописи помогают своим ученикам развить понимание живописных образований, заключается в том, чтобы побудить их составлять описательные названия для различных аспектов пейзажа, находящегося перед ними. Это также помогает глазу улавливать детали.

Так, в Куэйлин (родине школы Форм или живописной школы фэн-шуй, притягивающей китайских художников уже более тысячи лет), элементам местного пейзажа были даны всевозможные образные названия: “Парча в складках”, “Полумесяц”, “Журавль-рыболов”, “Золотой Карп” и, самое известное из всех, — “Слоновий холм” — это лишь некоторые из сотен названий, присвоенных различным особенностям ландшафта на протяжении веков.

Подобно тому, как названия давались пейзажам, традиция также предусматривает присвоение названий видам в частном саду. Действительно, ни один хороший объект фэн-шуй не должен быть без названия. В знаменитом романе Цао Сюэ-циня и Као О “Мечта о красных особняках”, написанном во времена династии Мин, говорится: “Если для павильонов и залов в саду с таким великолепным видом не сделать надписей на табличках, то цветы, окна, холмы и пруды не смогут добавить красок”.

Но этот обычай уже тогда был древним. За много веков до этого великий поэт восьмого века Ту Фу написал такие строки: “Наклонившись вперед, чтобы обмакнуть кисть в чернильный камень на балюстраде, я записал стихи на листьях китайского зонтика перед собой”. На самом деле, некоторые китайские учителя зашли так далеко, что заявили, что только тогда, когда пейзажу будет присвоено название, откроется его истинное великолепие. Считалось, что случайный прохожий мог бы никогда не заметить тех тонких черт, которые можно было бы определить по образному названию.

Еще одним восхитительным обычаем в некоторых восточных садах является практика наклеивания девизов или цитат в различных местах, их скрытый смысл часто используется для передачи тайных посланий между влюбленными. Традиционно ночью на бумажных фонариках будут написаны надписи в виде загадок, и таким образом прогулка по саду будет сочетаться с развлечением для семьи и гостей.

Положительные качества

При выборе названия для сада принципы фэн-шуй диктуют, что вы всегда должны делать упор на позитивное и актуальное. Например, такое название, как “Дракон, ищущий богатства”, считалось бы несчастливым, поскольку оно подразумевает, что богатства все еще не были найдены, но “Дракон, ищущий сокровища” или “Дракон, изрыгающий драгоценности” предполагают накопление богатства — хотя последний пример, к сожалению, кое-что теряет в переводе.

Пейзаж необязательно должен захватывать дух; на самом деле, чем менее вдохновляющая местность, тем больше требуется простора воображению. Всегда есть какой-то аспект, который можно выделить, чтобы получить благоприятное, положительно звучащее название. Местный водоем приобретает новое значение, если ему дать название “Бассейн нефритовой черепахи”; даже непросветленный силуэт швейной фабрики можно назвать “Холодный навес над тигровой парчой”.

Изучение особенностей горизонта и придумывание поэтических названий для слишком знакомых ситуаций, будь то в целях фэн-шуй, для оценки ландшафта или просто для личного удовольствия, можно смело рекомендовать как приятное и полезное занятие.

Интересные факты

Пейзажи в миниатюре

Миниатюрные сады, известные как бонсай (от китайского “пэн-цай”, что означает “выращивание чаши”), зародились в Су-чжоу. Там региональная архитектура имела форму серии зданий, которые росли вокруг центрального двора. Солнце посещало каждое место лишь мимолетно, поэтому возник обычай делать переносные сады с горшками для растений, которые можно было перемещать по двору, чтобы ловить его лучи. Со временем стали выращивать карликовые растения, чтобы они стояли рядом со скалами с изящными прожилками, что привело к созданию изысканных миниатюрных ландшафтов, которые мы знаем сегодня.

Преимущество миниатюрного ландшафтного сада в том, что он раскрывает великое через малое, и создается для просмотра под определенным углом. Для полного восприятия, это должно происходить в уединении. Для создания миниатюрного пейзажа необходимо всего три элемента: растение, горшок и камень, и, опять же, их количество не должно быть превышено, иначе пейзаж будет несочетаемым.

Такие миниатюрные ландшафты могут быть созданы как для созерцания на открытом воздухе, в небольшом дворе, так и в качестве комнатных садов. Западные комнатные адаптации часто используют тропические или пустынные растения, которые медленно растут и могут справиться с климатом в помещении. Сады бонсай на открытом воздухе будут включать в себя растения региона. В Китае они лучше всего смотрятся в маленьких двориках на фоне выкрашенных в белый цвет стен.

Аранжировка цветов

Как и бонсай, китайское искусство размещения цветов пришло в западный мир через Японию. Его возникновение и развитие связано с буддизмом, который поощрял практику цветочных подношений Небу, заменив ими жертвоприношения животных в более ранние, менее просвещенные времена. Впоследствии преподнесение цветов в храме превратилось в искусство, которое перекочевало на домашний алтарь, и в конечном итоге привело к появлению высокоорганизованной формы искусства, известной как икебана.

Основное различие между западными и восточными методами аранжировки цветов заключается в предельной экономии материала в восточных композициях, которые часто состоят всего лишь из одной-двух веточек, с очень малым количеством цветов и лишь намеком на листву.

Горшки, используемые в икебане, делятся на два разных класса: вертикальные, или вазообразные, и горизонтальные, или чашеобразные, — характер емкости диктует вид композиции, которую можно сделать. Вертикальная ваза позволяет создавать композиции, которые ниспадают каскадом к основанию, двигаясь к Земле; в то время как чаша предполагает композиции, которые тянутся вверх, двигаясь к Небу.

Какой бы тип аранжировки ни был создан, чаша или ваза никогда не затеняются, а всегда рассматриваются как часть ансамбля. Низкие, плоские чаши подразумевают воду, и часто для аранжировки используется большое плоское блюдо, которое занимает лишь часть поверхности, оставляя простор ровной воды как неотъемлемую часть аранжировки.

Кажущаяся скупость в использовании цветов, веток и листвы может скрывать почти экстравагантную длину, на которую отбрасывается материал. Например, если дать букет роз, восточный аранжировщик, скорее всего, выберет только один цветок, выбранный по углу, под которым он падает, или по глубине цвета, или по полноте цветка. В восточной аранжировке критерием является не то, что используется, а то, что не используется. При составлении аранжировки лучше убрать, чем добавить.

Аудиоверсия “Как идеальная перспектива вдохновляет на умиротворение”

Ольга Аргинская: “Как идеальная перспектива вдохновляет на умиротворение”

Услуги

Центр прогнозирования и коррекции судьбы “Мистерия” предлагает заказать услугу по фэн-шуй:

  • “Аудит дома” для кардинального улучшения своей жизненной удачи. 
  • “Расположение кабинета”  для создания процветания (в соответствии с личным гороскопом владельца бизнеса согласно принципам фэн-шуй).

В разделе Контакты необходимо заполнить форму обратной связи с выбранной услугой, правильно указав действующий электронный адрес. На указанный адрес вы получите письмо с описанием услуги и реквизитами для оплаты. Консультация проходит по скайпу в режиме реального времени с демонстрацией экрана. Цена договорная.


Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?