Создание Восьми Триграмм приписывается легендарному китайскому царю Фуси, правителю древнего периода неолита третьего тысячелетия до н.э. Эта культура до династии Шан была на удивление хорошо развита, о чем свидетельствуют археологические раскопки в Ань-Яне на севере Китая.
Карта Желтой реки
Правитель Фуси (Фу Си) изобрел восемь триграмм через даосское наблюдение за миром природы. Он увидел микрокосмос первичных энергий Вселенной, символизированный восемью упорядоченными отметинами на панцире черепахи, когда животное вышло из Желтой реки.
Известный конфуцианский ученый Конг Ангуо (130 г. до н.э.) объясняет в своем комментарии к Книге Перемен, что Карта Желтой реки была открыта мудрецу императору Фуси через узоры на шкуре лошади-дракона, которая появилась из вод Желтой реки.
Предположительно, именно вид этого узора вдохновил Фуси на создание восьми триграмм Книги Перемен. Схема реки Ло была изображена на панцире черепахи, которая является геральдическим животным северного направления инь среди четырех зверей сторон света.
Цифры на карте Желтой реки соотносятся с Пятью Элементами и четырьмя сторонами света плюс центр. На карте Желтой реки один и шесть, как Вода, находятся на Севере. Два и семь, как Огонь, находятся на Юге. Три и восемь, как Дерево, находятся на Востоке. Четыре и девять, как Металл, находятся на Западе. Пять и десять, как Земля, находятся в Центре.
Схема реки Ло
Конг Ангуо описывает историю происхождения диаграммы реки Ло, которая удивительно похожа на карту Желтой реки. История гласит, что небеса начертали Схему реки Ло в виде знаков на спине таинственной черепахи, которая появилась в водах реки Ло перед мудрым императором Юем, основателем легендарной династии Ся.
На диаграмме реки Ло девять находится в голове, а один — в хвосте (черепахи). Три находится на левой стороне, а семь — на правой. Два (справа) и четыре (слева) — это плечи. Шесть (справа) и восемь (слева) — это ступни. Пятерка занимает центр. 1 и 6 — Вода, 2 и 7 — Огонь, 4 и 9 — Металл, 3 и 8 — Дерево, 5 — центральная Земля.
Группа из Восьми Триграмм из Книги Перемен часто отображается в форме восьмиугольника, причем нижняя линия каждой триграммы всегда находится внутри восьмиугольника. Преобладают два основных порядка расположения триграмм: Ранее Небесное (РН) расположение (Преднебесный порядок) и Позднее Небесное (ПН) расположение (Посленебесный порядок).
Порядок расположения Восьми Триграмм
Порядок Раннего Неба (РН)
В основу последовательности расположения триграмм Преднебесного порядка заложен принцип Великого предела Фуси. На рисунке ниже показано, как Восемь Триграмм рождаются из Инь и Ян. Верхнее изображение — символ Дао, баланс Инь и Ян, сплошная линия представляет Ян ци, а прерывистая линия представляет Инь ци.
Четыре комбинации из двух линий иллюстрируют четыре времени года. Две сплошные линии представляют Тай Ян, или лето — великое мужское начало, символ солнца и тепла. Сплошная линия Ян под ломаной линией Инь указывает на Шао Инь, или весну — меньшее мужское начало, символ луны и холода.
Ломаная линия Инь под сплошной линией Ян означает Шао Ян, или осень — меньшее женское начало, символ звезд и дневного света. Две ломаные линии Инь олицетворяют Тай Инь, или зиму — великое женское начало, символ планет и ночи. Понимание восьми триграмм открывает дверь к пониманию даосского фэн-шуй.
Раннее Небесное расположение Восьми Триграмм помещает каждую триграмму прямо напротив ее полярной противоположности. Противоположность триграммы формируется путем изменения каждой из ее трех линий на их противоположные формы, т.е. ломаные линии (Инь) заменяются сплошными линиями (Ян) и наоборот. Нижняя линия триграмм является наиболее важной, средняя линия — второй, а верхняя линия — наименее важной.
Триграмма Цянь, триграмма Дуй, триграмма Ли и триграмма Чжэнь обозначаются как триграммы Ян, потому что в каждой из них нижняя строка сплошная (янская). Триграмма Цянь, которая содержит три линии Ян, расположена в самом верхнем положении восьмиугольника. Согласно китайскому мышлению, вверх соответствует направлению Юг и Ян (в отличие от Запада, где вверх считается Севером).
Остальные три триграммы Ян расположены против часовой стрелки от положения триграммы Цянь. Триграмма Дуй, содержащая две линии Ян в нижнем и среднем положениях, занимает второе место после триграммы Цянь. Третья — триграмма Ли, которая, как и триграмма Дуй, содержит две линии Ян, но вторая находится в наименее важной верхней позиции. Четвертая и последняя — это триграмма Чжэнь, в которой только нижняя строка Ян.
Триграмма Сюнь, триграмма Кань, триграмма Гэнь и триграмма Кунь (числа 5, 6, 7 и 8 соответственно) обозначаются как триграммы Инь, потому что нижняя строка каждой из них прерывистая (иньская).
Шао Юн (1011-1077 гг. н.э.), который был одним из известных “пяти мастеров” раннего неоконфуцианства эпохи Сун и большим энтузиастом нумерологии объясняет, что триграмма Цянь и триграмма Дуй составляют Большую Ян, потому что их нижние две линии — это Ян.
Напротив, триграмма Ли и триграмма Чжэнь, которые по отдельности являются Ян благодаря своим нижним янским линиям, называются Малой Инь. Они содержат линии Инь, занимающие среднее положение, а также среднее и верхнее положения соответственно. Обратная сторона этой логики также объясняет Большую Инь и Меньшую Ян.
Важная вещь, которую следует помнить о последовательности триграмм в этом расположении, заключается в том, что триграммы упорядочены от той, которая является наиболее Ян (триграмма Цянь), к той, которая является наименее Ян, то есть наиболее Инь (триграмма Кунь). Номер один связан с наибольшим количеством Ян, а номер восемь — с наибольшим количеством Инь.
Читателю важно помнить, что китайцы указывают направление на юг в верхней части компаса. Таким образом, все триграммы Ян расположены, начиная с “чистой” триграммы Цянь на Юге, а три оставшиеся триграммы Ян располагаются к востоку от юга.
Триграммы Инь начинаются с триграммы Кунь на должном Севере и продолжают занимать все позиции к западу от севера. Это совпадает с общей тенденцией китайской космологии ассоциировать Юг и Восток с Ян, а Север и Запад — с Инь.
Для триграмм иногда используется другой набор имен: триграмма Цянь называется Небесами, триграмма Кунь называется Землей, триграмма Гэнь называется Горой, триграмма Дуй называется Водоем, триграмма Чжэнь называется Громом, триграмма Сюнь называется Ветром, Триграмма Ли называется Огнем, триграмма Кань называется Водой.
Порядок Позднего Неба (ПН)
Восемь триграмм были изучены и получили известность при китайском императорском дворе королем Вэнем, основателем династии Чжоу. Этот способ сопряжения восьми чисел с Восемью Триграммами согласуется с положениями Последнего Небесного расположения. Это расположение ба-гуа короля Вэня, которое сегодня используется в качестве важного инструмента фэн-шуй.
В отличие от последовательности Преднебесного порядка триграмм, триграммам Позднего Небесного расположения не присваиваются номера от одного до восьми. Вместо этого Восемь Триграмм делятся на две группы, которые описываются как мужские и женские члены семьи.
Триграмма Цянь, как чистый Ян, называется Отцом, а триграмма Кунь, как чистый Инь, — Матерью. Остальные шесть триграмм называются тремя сыновьями и дочерьми. В отличие от Преднебесного порядка, то, что отличает эти триграммы как сыновей и дочерей, не является природой Инь или Ян в нижней строке.
Вместо этого три сына — это три триграммы, которые содержат только одну линию Ян, и их соответствующий порядок рождения определяется расположением этой янской линии. Триграмма Чжэнь, с одной линией Ян внизу, является Старшим сыном. Триграмма Кань, с одной линией Ян в средней позиции, является Средним сыном. Триграмма Гэнь с одной линией Ян наверху — Младший сын. Порядок дочерей аналогичен этому.
В Посленебесном расположении Восьми Триграмм объясняется порядок расположения триграмм вокруг восьмиугольника, начиная с триграммы Чжэнь на Востоке (Юг вверх). Продвигаясь по часовой стрелке, порядок расположения триграмм завершается триграммой Гэнь на Северо-востоке.
Шао Юн объясняет, что триграмма Цянь, как Отец, управляет тремя сыновьями с Северо-запада. И действительно, все четыре «мужские» триграммы в этом расположении выстроены в линию с Северо-запада на Восток. Самки занимают территорию с Юго-востока на Юго-запад.
Симметрия Позднего Небесного Расположения может быть объяснена следующим образом: триграмма на Юге (вверху) преобразуется в триграмму на Севере путем изменения всех трех линий; триграмма на Юго-западе (вверху справа) преобразуется в триграмму на Северо-востоке путем изменения верхней (самой внешней) линии; триграмма на Западе (справа) преобразуется в триграмму на Востоке путем изменения средней линии; триграмма на Северо-западе (внизу справа) преобразуется в триграмму на Юго-востоке путем изменения нижней (внутренней) линии.
Объяснение Триграмм (Шуогуа чжуань) в Книге Перемен гласит:
“Император исходит из триграммы Чжэнь, собирается в триграмме Сюнь, дает аудиенции в триграмме Ли, отдает приказы в триграмме Кунь, объясняет команды в триграмме Дуй, планирует войну в триграмме Цянь, организует общественные работы в триграмме Кань и оценивает мемориалы в триграмме Гэнь.”
Рассмотренные диаграммы содержат руководящие принципы теории И Цзин и Нэй Цзин, и имеют множество применений в китайском искусстве.
Аудио “ Понимание И Цзин” по Рихарду Вильгельму
Услуги
Центр прогнозирования и коррекции судьбы “Мистерия” принимает заказ на консультацию по “И Цзин”. Используя знания магического оракула, профессиональные специалисты помогут Вам получить ответ на интересующий вопрос, представляющий ту или иную Вашу жизненную ситуацию. Записаться в предварительный список можно здесь. Цена договорная.
3 комментария