Искусство планирования и позиционирования, описанное в Трактате, сочетает в себе аспекты астрологии и геомантии. Имперское введение и общая структура работы ясно демонстрируют, что термины «период времени» и «направления» относятся к искусству размещения действий и объектов во времени и пространстве таким образом, чтобы извлечь максимальную выгоду из естественных ритмов Вселенной.
Тип астрологии и фэн-шуй, описанный в Трактате, удивительно шаблонен. Любое предсказательное высказывание, основанное на Трактате, вытекает исключительно из методического применения правил, которые четко определены в тексте. Это резко контрастирует с другими системами гадания как в Китае, так и на Западе, которые можно охарактеризовать как «интуитивные». Интуитивные системы предсказания основывают свои рекомендации на загадочной силе разума прорицателя.
Хотя забота о планировании и позиционировании проявляется в Китае еще во времена династии Шан, астрология и фэн-шуй не принимали форму, основанную на правилах, примером которой является Трактат, до династии Чжоу (1045-221 гг. до н.э.). Зарождающиеся формы искусства планирования и позиционирования были гораздо более интуитивными.
Обе традиции утверждают, что предсказания относительно времени могут быть рассчитаны методически, но западная астрология предполагает постоянно и линейно развивающуюся теорию времени. Китайская же космология предполагает течение времени, которое скорее повторяющееся, чем прогрессивное.
На Западе астрология обычно понимается как искусство изучения движений солнца, луны и планет через знаки зодиака, чтобы делать прогнозы о влиянии этих движений на человеческие дела. Хотя это точно описывает некоторые аспекты китайского искусства, читатели должны иметь в виду, что астрология в Китае влечет за собой значительные дополнительные элементы, которые не имеют аналогов в западной астрологии.
Истоки китайской астрологии и фэн-шуй лежат в доисторических преданиях Китая. Практика консультаций с предками и богами для выбора подходящих дней для королевских действий задокументирована в древнейших письменных источниках Китая — надписях на костях оракулов династии Шан (до 1000 года до н.э.). Эти надписи свидетельствуют об обычае предсказывать счастливые времена. Полностью сформированная система выбора времени, описанная в Трактате, является систематической и предсказуемой, основанной на определенных правилах.
Истоки этой упорядоченной системы китайской астрологии, как и фэн-шуй, примерно совпадают с рождением Китайской империи. Эта система несколько контрастирует с западной астрологией, которая, можно сказать, подчеркивает уникальную и постоянно меняющуюся природу небесных явлений, определяющих судьбу человека. Китайская астрология, однако, склонна подчеркивать, что поток космических сил во времени создает регулярный и предсказуемый цикл удачи и неудачи, который люди могут знать и на который мы морально обязаны настраиваться.
Элементы этого понимания вселенной были сформулированы китайскими философами во второй половине династии Чжоу (1045-256 гг. до н.э.) и позже были приняты в официальную государственную ортодоксию во времена Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.).
Хотя можно было бы утверждать, что регулярные закономерности, наблюдаемые в местах захоронений династии Шан, свидетельствуют о зарождающейся китайской вере в важность расположения могил.
Однако важная концепция фэн-шуй указывает на то, что движение небесного тела понималось как создание силы в одной точке на поверхности земли, которая может быть либо полезной, либо вредной, в зависимости от того, как можно ориентироваться в направлении воздействия.
Методы позиционирования или фэн-шуй, описанные в Трактате, определяют структуру пространства, исследуя его связь с колебаниями во времени. Этот подход обычно называют «школой компаса» фэн-шуй.
Большинство книг, доступных в настоящее время на английском языке, посвящены «школе рельефа» фэн-шуй, которая в первую очередь рассматривает взаимосвязь между уникальными физическими особенностями окружающей среды и данной структурой.
Тесная органическая связь между китайской астрологией и фэн-шуй лучше всего иллюстрируется концепцией «шести гармоний». Вкратце, эта концепция устанавливает мощную взаимосвязь между зодиакальным знаком на небесах, в котором сходятся солнце и луна (астрология), и одним из двенадцати направлений на поверхности земли, на которое указывает ручка Большой Медведицы (фэн-шуй) каждый месяц.
Традиционное китайское понимание космоса интуитивно рассматривало динамику, существующую между небом и землей, как если бы небо и земля составляли две стороны одной монеты. Таким образом, астрологию и фэн-шуй можно понимать как братско-сестринские искусства интерпретации закономерностей, образуемых регулярным и циклическим движением небес над предположительно неподвижной землей.
В сферах астрологии и фэн-шуй духовные эманации неба и земли проявляют себя боги и демоны. Эти силы обычно называют небесными богами (тянь шэнь) и земными демонами (ди ша), но эта классификация довольно обманчива, поскольку подразумевает, что все небесные духи добрые, а все земные духи злые.
Чтобы понять, как воспринимаются эти духовные сущности, необходимо рассмотреть обе пары имен, которые соответственно дают значения добрых и злых духов, небесных и земных духов. Это объединенное понимание порождает четыре категории духовных сущностей, а именно: небесных богов, небесных демонов, земных богов и земных демонов. Это важно иметь в виду, потому что это несколько противоречит западным предубеждениям, которые склонны ассоциировать небесных богов с добром, а духов на земле — с дьяволом.
Действительно, в традиционных китайских представлениях об этих сущностях существует аналогичная предвзятость, например, небесные боги (тянь шэнь) и земные демоны (ди ша), но в их наиболее полном развитии считалось, что как небесные, так и земные духи принимают как добрые, так и злые формы.
Важность небесных и земных богов и демонов нельзя недооценивать, поскольку они являются одними из наиболее важных элементарных строительных блоков китайской астрологии и фэн-шуй, как описано в Трактате. История интеллектуальной концепции этих духовных сущностей недостаточно изучена. Многие из них имеют общие названия звезд, созвездий и планет. Многие из этих звезд сами были названы в честь мифологических фигур, структур при императорском дворе, придворных чиновников и императорских атрибутов или действий. Некоторые из богов и демонов носят имена более абстрактных китайских космологических концепций, таких как «Великое слияние Инь и Ян».
Эти два условных обозначения богов и демонов отражают два основных компонента китайской астрологии. Один из компонентов этой астрологической системы основывает предсказания на предполагаемых связях между реальными небесными телами и периодами времени. По сути, это боги и демоны, названные в честь определенных небесных тел или явлений. Второй компонент делает утверждения, основанные на соединениях между различными счетными терминами, которые китайцы используют для записи течения времени, то есть шестидесятилетнего цикла.
Астрологическая система богов и демонов развилась как ответвление китайской календарной науки. В доисторические времена китайцы, как и большинство других народов, отслеживали течение времени, непосредственно наблюдая за движением небесных тел. Делая это, они пришли к выводу, что определенные небесные явления повторялись довольно последовательно, создавая математические ритмы. Например, в течение ряда лет солнце и луна, по-видимому, последовательно сходились в одних и тех же двенадцати зодиакальных знаках, а планета Юпитер, как считалось, каждый год переходила из одного зодиакального знака в другой.
Следовательно, китайцы изобрели и начали использовать термины шестидесятилетнего цикла в качестве числовых счетчиков для обозначения единиц времени. Как только эти регулярные закономерности были записаны и названы, астрологи начали использовать шестидесятилетнюю систему вместо прямого наблюдения для прогнозирования и записи ритмов времени. Прямое наблюдение никогда не отбрасывалось, а скорее стало использоваться главным образом в астрономических и календарных целях.
Сроки отсчета времени в шестидесятилетнем цикле выполняли чрезвычайно важную функцию в китайском обществе. Они позволяли людям предсказывать природные явления и эффективно реагировать на ритмы природы на благо человеческого общества. И наоборот, было отмечено, что игнорирование рекомендаций календарной системы привело к бедствиям для людей, например, неурожаю. Это было так потому, что календарные сроки подсчета считались обладающими собственной врожденной силой.
Названия и узоры, которые они использовали для отслеживания, считались проявлениями силы самой природы. Согласно древней традиции, небеса свисают со своего купола звездами в упорядоченных узорах (вэнь), которые послужили моделью для написанного слова. Изучая эти астрономические закономерности, люди открыли не только то, как писать, но и то, как читать волю небес.
Таким образом, считалось, что счетные термины являются метафизически существующими сущностями. Как только был достигнут этот уровень концептуальной абстракции, китайцы начали применять коррелятивные аналитические инструменты, разработанные ранними философами, к системе счетчиков времени. Это объяснение может показаться несколько чуждым и весьма абстрактным, но на самом деле в западной культуре существует приблизительный аналог такого типа мышления, а именно страшная дата пятница, 13-е число.
Мнения расходятся относительно того, почему, но число 13 считалось несчастливым, и поэтому 13-е число любого месяца считалось «пугающим днем». Пятница также считалась несчастливой, потому что это был день распятия Иисуса. Поэтому соединение пятницы и 13-го числа месяца считалось вдвойне несчастливым. Хотя лежащая в основе космология существенно отличается, китайские астрологические концепции и концепции фэн-шуй о богах и демонах функционируют аналогичным образом.
Однако китайцы различали более 200 значимых союзов в измерениях времени. Системы подсчета, которые они использовали для определения времени, также были более сложными, позволяя использовать 60 различных терминов для каждого года, месяца, дня и часа по сравнению с 24 часами в сутках, 7 днями в неделю, 31 возможной датой в месяц и 12 месяцами в году.
Небесные боги и демоны — это, по сути, счастливые/несчастливые времена, а земные боги и демоны — благоприятные /неблагоприятные ориентации. Заряд — удачный или неудачный — времени или ориентации также зависит от вида деятельности, которая должна быть выполнена, или типа строения, которое должно быть построено. Следовательно, удачливый небесный бог может извлечь выгоду из совершения одного действия в данный момент времени, в то время как другое действие, совершенное в то же время, может быть затруднено из-за влияния неудачливого демона. Точно так же может быть благоприятно ориентировать один тип структуры в заданном направлении, в то время как та же самая ориентация может быть неблагоприятной для другого типа структуры.
Небесные боги (тянь шэнь) и демоны (тянь ша), таким образом, могут быть определены как предсказуемые и регулярно повторяющиеся силы, которые значительно способствуют или препятствуют конкретным человеческим действиям. И наоборот, земные боги (ди шэнь) и демоны (ди ша) могут быть определены как ориентации в пространстве, которые изменяются в соответствии с соединениями в циклах времени и которые существенно влияют как на конкретные человеческие действия, так и на физические сооружения, например, дома и могилы.
Эти определения указывают на то, что принцип ориентации фэн-шуй, используемый в Трактате, вытекает из астрологического принципа выбора времени. Также интересно отметить, что было бы удачно ориентировать данную структуру в определенном направлении в определенное время, но было бы неудачно выбрать ту же ориентацию, если бы структура была построена в другое время, даже если структура, в отличие от акта, продолжает занимать место и обращена в одном и том же направлении на протяжении всего времени.
Эти определения богов и демонов также заслуживают внимания из-за пунктов, которые они опускают, а именно «кто» и «где» в расчетах астрологии и фэн-шуй. Обычно, когда китайские астрологи или мастера фэн-шуй рассчитывают рекомендации относительно действий или строительных проектов, они учитывают информацию о заинтересованном лице и об окрестностях рассматриваемого здания.
Однако в Трактате рассматриваются только общие и универсальные принципы астрологического определения времени и ориентации по фэн-шуй, что является лишь половиной полного процесса прогнозирования. Таким образом, верующие в эти искусства могли бы самостоятельно использовать положения Трактата только для принятия решений относительно обычных повседневных действий. Это не означает, что информация, содержащаяся в Трактате, не будет учитываться при оценке важных решений.
Однако по более важным вопросам общие положения Трактата о планировании и размещении должны быть оценены в сочетании с информацией о конкретном заинтересованном лице и конкретном месте, в котором должно быть построено сооружение. Как только рекомендации как из общего, так и из конкретного набора информации были согласованы, специалист по мантике мог сделать окончательное заявление.
В дополнение к той роли, которую она играла в формировании важных решений, эта система прогнозирования также влияла на то, как люди выполняли повседневные задачи. Конфуцианские принципы учили, что люди всегда должны стремиться совершенствовать свои действия и речь до мельчайших деталей. Совершенствование поведения определялось как приведение своих действий в гармонию с естественным порядком Вселенной.
Поскольку процесс согласования общих заявлений с конкретной информацией о лицах и объектах был настолько сложным и трудоемким, непрофессионалы не могли надеяться производить эти расчеты для всех видов деятельности на ежедневной основе. Следовательно, Трактат оказался чрезвычайно ценным инструментом, поскольку его общие положения, однажды переведенные в средства массовой информации в виде альманахов с ежедневными рекомендациями, давали людям определенную уверенность в принятии почти каждого решения, которое влияло на их жизнь.
По сей день китайцы, придерживающиеся этих убеждений, консультируются с альманахами, прежде чем планировать такие мероприятия, как собеседования при приеме на работу и роды с помощью кесарева сечения. Некоторые люди даже обращаются к альманахам за советом о том, когда нужно подстричься или сшить костюм на заказ.
Критическое рассмотрение Трактата раскрывает некоторые интересные наблюдения о взаимоотношениях между ортодоксией и неортодоксией в традиционном китайском обществе. Исследуя различия во времени и между различными социальными группами, мы можем видеть, что огромный фасад крайне однородной ортодоксии противоречит богатому гобелену неортодоксальных верований.
В социальном плане внешняя форма системы богов и демонов была общепринятой на всех уровнях китайского общества, но ее внутренняя работа интерпретировалась по-разному. В культурном плане определенные ключевые элементы системы сохранялись на протяжении всей китайской истории, в то время как разнообразные иностранные традиции и отечественные инновации постепенно прививались к ядру, чтобы конкретизировать периферию.
Система богов и демонов времен и направлений действовала как прочный и очень гибкий шов социальной сплоченности. По сей день китайские альманахи являются одними из наиболее часто встречающихся традиционных текстов в домах китайцев разных социальных классов, как внутри Китая, так и среди китайцев диаспоры.
Даже китайские христиане, которые, как правило, с опаской относятся к традициям, которые могут быть истолкованы как политеистические, не всегда против того, чтобы хранить и использовать альманахи в традиционном стиле в своих домах. Эта система оказалась поддающейся многочисленным различным интерпретациям в китайском обществе из-за своей неоднозначной природы.
Хотя многие из богов и демонов носят имена, которые предполагают конкретные воплощения, точная природа математической системы, с помощью которой было рассчитано их появление, поддается совершенно иному толкованию. Введя математические формулы, которые могли бы предсказать появление этих духовных сущностей, создатели этой системы в определенной степени обезличили и демистифицировали богов и демонов и интерпретировали их как подчиняющихся объективным законам.
Хотя богов по-прежнему следовало приветствовать, а демонов избегать, их появление больше не было непредсказуемым или иррациональным. Таким образом, для прагматичного ученого-конфуцианца эпохи Цин, состоявшего на службе у императора, система богов и демонов представляла собой сложную дисциплину, основанную на рациональных принципах. Здесь интересно отметить, что ученые династии Цин классифицировали Трактат как нумерологический труд.
Тем не менее, для бедного сельского фермера внушающие благоговейный трепет имена различных богов и демонов все еще маячили на переднем плане его сознания, потому что он не имел ни малейшего представления о математических формулах, с помощью которых вычислялось их появление в альманахе. Из этого мы видим, что одни и те же боги и демоны почитались различными слоями общества, но их природа, возможно, была понята по-разному.
Великая древность этой системы также способствовала ее почти всеобщей привлекательности. Происхождение богов и демонов предшествует приходу буддизма в Китай. Корни этой системы уходили в классическую литературу, которая была общим достоянием как конфуцианства, так и даосизма. Таким образом, неоконфуцианцы могли рассматривать систему как набор рациональных естественных принципов, которым они были морально обязаны соответствовать.
Даосы могли бы принять эту систему как инструмент для отслеживания духовных сил природы — инструмент, который позволял им правильно планировать свои ритуальные действия. Буддисты могли бы рассматривать богов и демонов как эманации кармы. группами, так и историческое постоянство этих основных элементов системы скрывало высокую степень инноваций и непрерывный процесс эволюции.
Эта динамика подтверждается личным введением императора Цяньлуна к Трактату. Объясняя, почему возникла необходимость в этом Трактате, император в краткой форме описывает эволюцию системы. Он утверждает, что в древнейшие времена мудрецы разработали систему как инструмент для улучшения участи людей. В этой первобытной форме система была предельно проста и включала только разделение дней на твердые (ян) или мягкие (инь).
Со временем другие добавили и расширили систему, но эти изменения в конечном итоге привели к путанице в системе в целом. Именно в результате этой запутанной эволюции император решил разобраться во всех ошибках и поручил этому Трактату авторитетно и исчерпывающе определить параметры системы. Тем не менее, исправление привело не к возврату к прежней простоте, а скорее к примирению диссонирующих традиций.
Обсуждение императора предполагает процесс, посредством которого простая идея развивается и разделяется на все более мелкие составные элементы, которые, в свою очередь, впоследствии должны быть реинтегрированы, чтобы сохранить единство первоначальной идеи. В этом случае, по мере того как астрологи и мастера фэн-шуй разрабатывали все более сложные интерпретации основных элементов системы, стали очевидны определенные противоречия.
Одна школа сказала, что определенное время было благоприятным, в то время как другая школа сказала, что то же самое время было неблагоприятным. расхождения были разрешены по-другому. Китайские реформаторы стремились синтезировать противоречивые взгляды, ища все более сложные объяснения.
В случае противоречивых интерпретаций сочетания счетчиков времени решение часто заключается в определении того, что одна школа была правильной, потому что рассматриваемое время было удачным для данного вида деятельности, и что противоположная школа также была правильной, потому что то же время было неудачным для другого вида деятельности.
Склонность китайской интеллектуальной традиции разрешать разногласия посредством процесса синкретической интеграции, а не путем конкурсного отбора, объясняет, почему особенно трудно обнаружить свидетельства внешнего влияния или внутреннего несогласия. Поскольку официальная государственная ортодоксия участвовала в постоянном процессе идеологического ведения хозяйства, несогласные традиции теряли силу, поскольку их учения были кооптированы в православие, в то время как иностранные инновации были сохранены, но получили китайскую переделку.
Важные иностранные астрономические инновации, которые были приняты в Китае, оказали незначительное влияние на китайскую астрологическую традицию, поскольку астрология и астрономия были в некотором смысле разделены. В традиционном Китае для записи времени использовались две системы: астрономическая и астрологическая.
По-настоящему астрономически правильным календарем был тот, который пытался согласовать солнечные и лунные месяцы, время солнцестояний и равноденствий и т.д. Он насчитывал от 12 месяцев до года, каждый из которых состоял из 29 или 30 дней, и добавлял дополнительные месяцы через регулярные промежутки времени.
Эта календарная система претерпела множество значительных изменений на протяжении всей китайской истории. Во времена династии Тан важные астрономические достижения были привезены в Китай из Индии, поскольку в Китай хлынул большой поток буддийских священных писаний. Аналогичным образом, во времена династий Мин и Цин дальнейшие астрономические достижения пришли в Китай вместе с другими научными инновациями из Европы.
В то время как эти серьезные изменения формировали облик китайской астрономии, китайское астрологическое искусство смогло сохранить свою целостность прежде всего потому, что они были определены с учетом другой системы записи времени — шестидесятилетнего цикла ствола-ветви.
Эта система, которая подробно описана ниже, подсчитывала годы и дни — и, соответственно, месяцы и часы — в непрерывных циклах по шестьдесят единиц. Таким образом, в шестидесятилетней системе начало цикла дней не соответствовало началу месяца. Циклы просто повторялись независимо друг от друга до бесконечности. По большей части боги и демоны китайской астрологии и фэн-ши определялись в терминах этих шестидесятых единиц.
Следовательно, по мере того как китайский астрономический календарь реформировался и совершенствовался, астрологическая система счета дней, месяцев, лет и часов продолжала работать почти без изменений. Хотя некоторые несколько более астрономически ориентированные астрологические системы действительно вошли в моду, например, во времена династии Тан, ни одна из них никогда не оспаривала главенство китайской астрологической традиции, основанной на шестидесяти годах.
Спец Инфо по выбору дат
- Пройдя бесплатную регистрацию на сайте Китайский Метасофт, можно ознакомиться с информацией по 28 созвездиям на каждый день для уточнения свойств конкретной даты в разделе “Тунг Шу”.
- Расширенный доступ к индивидуальному альманаху по выбору дат можно получить в платной версии пакета Серебряный PRO. В течение суток этим пакетом можно воспользоваться БЕСПЛАТНО, введя скидочный код MISTERIATrial.
Услуги
Центр прогнозирования и коррекции судьбы “Мистерия” предлагает заказать ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКТИВАЦИЙ, состоящий из уникальных запросов для улучшения вашей жизненной удачи. Ознакомиться с перечнем структур пакета активаций можно по ссылке. Цена на месяц 25 USD.