Гексаграмма 34 Да-чжуан состоит из двух иероглифов. Название первого иероглифа “Да” означает “великий”, второго — “Чжуан” — “сила”. Ричард Вильгельм и Джон Блофельд переводят “Да чжуан” как “Могущество великого”. В книге даосского мастера Альфреда Хуанона используется буквальное значение “Великая сила”. Таким образом, после Отступления следует Великая сила.
Оглавление:
Гексаграмма 34. Китайская Книга Перемен
Первая идеограмма гексаграммы 34, “да”, выглядит как человек, стоящий прямо, широко расставив руки и ноги. Атрибут величия ассоциировался с Небом, Землей и людьми. Вторая идеограмма, “чжуан”, состоит из двух частей. Слева изображена древняя идеограмма. Она похожа на оружие. В древние времена оружие изготавливали из бамбука или дерева. Справа — другая идеограмма, “ши”. В древние времена они принадлежали к низшему классу феодальных подданных.
Позже это слово стало обозначать интеллектуалов. В самом начале в качестве охранников для защиты королевской семьи отбирались люди крепкого телосложения. Они были крепкими, как стволы деревьев. В идеограмме используется изображение сильного мужчины с раскинутыми в стороны руками, напоминающего крест, стоящего на земле. Когда эти две картины складываются вместе, “чжуан” приобретает значение силы.
Эта гуа — обратная предыдущей, “Отступление”. Отступление — это негативное средство для достижения позитивной цели. Великая сила представляет собой позитивное продвижение к дальнейшим достижениям.
Структура гуа — Гром вверху, Небо внизу. Древние китайцы считали, что Гром — это энергия ян. Когда энергия ян пронизывает Небо, его сила невероятно велика. В “Отступлении” две уступающие линии лежат в нижней части четырех твердых линий. При Великой силе две уступающие линии отходят к верхней части гуа. Четыре твердые линии внизу поднимаются все выше и выше, становясь все сильнее и сильнее.
Отсюда и происходит название “Великая сила”. Атрибут Грома — движение, а Неба — сила. Эта гуа представляет собой соединение движения и силы, в результате чего получается Великая сила. Великая сила — один из двенадцати приливных гуа. Он представляет собой второй месяц китайского лунного календаря.
Значение гексаграммы
В этом гуа излагается принцип использования своей огромной силы. Главная тема заключается в том, что не следует становиться слишком своевольным и самоуверенным. Для древних китайцев великая сила не должна была казаться только физической. Моральная сила была важнее и могущественнее физической. Опираясь на физическую силу, человек не мог добиться успеха. Только моральная сила могла излучать свой блеск и быть вечной.
По этой причине первая, третья и самая верхняя строки говорят о том, что для тех, кто слишком полагается на силу и теряет спокойствие, нет ничего благоприятного и есть опасность. Хозяин этого гуа необычен. Здесь четыре сплошные линии; та, что находится на втором месте, — центральная, в хорошем месте, чтобы быть ведущей. Однако четвертая линия является лидером четырех элементов ян — она заслуживает места хозяина.
Стратегия царя Вэня по борьбе с низшими людьми в окружении тирана Шана оказалась успешной. Отступив, царь Вэнь накопил огромные силы. Он наставлял своих людей, что нужно быть стойкими и честными. Герцог Чжоу предупреждает, что в период обретения силы люди склонны к самоуверенности и необузданности. Завоевание низших только с помощью силы не обеспечит успеха. Необходимо использовать праведность и действовать в соответствии с принципом золотой середины. Когда ситуация не способствует движению вперед, не стоит переусердствовать.
Толкование гексаграмм
1 — Начальная девятка
Великая сила чередуется Долговечностью (32) | |
---|---|
Пальцы ног — самая нижняя часть человеческого тела, как нижняя линия — самая нижняя часть гуа. Нижняя линия этого гуа — элемент ян в месте ян. Человек, находящийся в этом месте, испытывает сильное желание двигаться вперед. Поскольку нижняя линия — это только начало Великой силы, она еще недостаточно сильна, чтобы нести все тело. И она не отвечает элементу ян в четвертом месте. Таким образом, движение вперед приносит несчастье. |
В тексте “Яо” говорится: “Движение вперед — несчастье. Будь искренним и правдивым”. Этот элемент ян в месте ян, в нижней части внутреннего гуа, Неба, несет в себе слишком много ян. Выставление напоказ своей силы и стремление затмить других приносит несчастье.
2 — Вторая девятка
Великая сила чередуется Изобилием (55) | |
---|---|
Вторая линия — это элемент ян в месте инь. Хотя это место не является правильным, оно занимает центральное место в нижнем гуа. Тот, кто находится в этом месте, способен действовать в соответствии с принципом Золотой середины. Находясь в положении большой силы, человек склонен переусердствовать. Если он сможет сдерживать себя и упорно поступать правильно, то его ждет удача. |
3 — Третья девятка
Великая сила чередуется Замужней девой (54) | |
---|---|
Третья линия — это элемент ян в месте ян. В нижнем гуа есть три элемента ян. Третья линия уже вышла за пределы середины; человек в этом месте несет в себе слишком много ян. Он может стать мнительным и необузданным. Находясь в сильной позиции, низшие люди могут задирать и унижать других. Герцог Чжоу предупреждает, что это подобно барану, который бьется о забор и путается в рогах. Превосходный человек никогда не станет дичиться. |
4 — Четвертая девятка
Великая сила чередуется Продвижением (11) | |
---|---|
Четвертая линия — это хозяин гуа. Это глава четырех элементов ян и главный фактор преодоления низшего. Победа над низшим только с помощью силы не гарантирует успеха. Необходимо использовать праведность. Это тема данной линии и гуа в целом. Будучи главой элементов ян, эта линия уже достигла верхнего гуа. Она чрезвычайно сильна. В такой ситуации полагаться на свою огромную силу чревато опасностью и печалью. |
Поэтому в тексте “Яо” говорится: “Быть стойким и прямым — удача. Сожаление исчезает”. К счастью, это элемент ян в месте инь; он не стал слепо идти дальше, используя силу и мощь. Таким образом, сожаление исчезает.
Верхняя гуа — это Гром. Когда эта линия чередуется с твердой и уступчивой, верхняя гуа становится Кунь. Здесь Гром представляется как бамбук, живая изгородь, а Кунь — как большая телега. Поскольку такой человек способен сдерживать себя, в тексте “Яо” говорится: “Живая изгородь рассыпается, больше не запутывается». Сила в спицах большой телеги”. Таким образом, он может идти вперед.
5 — Пятая шестерка
Великая сила чередуется Устранением (43) | |
---|---|
Если объединить все две линии гуа в одну, то Великая сила превратится в Дуй. Дуй символизирует барана, а линии напоминают морду барана. Эта линия представляет собой элемент инь в месте ян — это нежный баран. Поскольку он находится в центральном месте, баран не будет действовать необузданно. Он знает, что ситуация большой силы пойдет на спад. Когда четыре элемента ян угрожающе приближаются, он уступает. Настроение такое же спокойное, как если бы баран без сожаления заблудился в поле. Поскольку он понимает, что его положение не способствует движению вперед, он не испытывает сожаления. |
В тексте “Яо” первоначально говорилось: “Потеряй барана в И”. В китайском языке I — это точно такой же иероглиф, как и I в “И-Цзин”. И означает легкость, легкость или изменение. По этой причине в других переводах этот текст звучит как “Потерять козла с легкостью”, “Он приносит козла в жертву слишком легко” или “Потерять барана из-за перемен”. Однако в древности я также означал поле. Этот перевод сохраняет древнее значение “Потерять барана в поле”.
6 — Шестерка лучших
Великая сила чередуется Великим урожаем (14) | |
---|---|
Самая верхняя линия представляет собой ослабление большой силы. Древний мудрец использует аналогию с бараном, упирающимся в изгородь, чтобы объяснить ситуацию. Поскольку линия находится на самом верху, у барана нет возможности идти вперед. Более того, он слаб; у него нет сил повернуть назад. Ничто не благоприятствует. К счастью, эта линия — элемент инь. Ее уступчивый характер избавляет ее от чрезмерных усилий. |
Дух И-Цзин заключается в том, чтобы напоминать людям о необходимости действовать безошибочно. Если человек, находящийся в таком положении, сможет осознать трудности и уступить, его ждет удача. Конфуций говорит в своем комментарии к тексту “Яо”: “Если человек осознает трудность… его вина не будет длиться долго”.
Иллюстрация жизни
Дополнительная справочная информация
Гексаграмма 34 Да-чжуан: секреты великой силы
Последовательность Гуа:
Невозможно отступать вечно.
Изображение:
Декламировать как:
Элемент:
Структура:
Месяц:
Хозяин Гуа:
Противоположный Гуа:
Обратный Гуа:
Взаимный Гуа:
Гром вверху, Небо внизу
Гром над головой, Великая сила
Дерево
Четыре ян с двумя инь
Второй месяц лунного календаря, или март
Четвертая девятка
Наблюдение (20)
Отступление (33)
Устранение (43)
Судьба по Книге Перемен
Значение гексаграммы | Это очень процветающая гексаграмма. Если вы сконцентрируетесь на работе, решительно настроившись на достижение цели и прокладывая дорогу в будущее, то получите взамен изобилие. Эта гексаграмма также намекает на то, что при решении ситуаций в последнюю минуту есть тенденция действовать поспешно. Не делайте этого. |
Любовь | Остерегайтесь тщеславия и высокомерия, а также импульсивности. Недостаток внимания или снисходительность приведут к тому, что чувства будут задеты. |
Брак | Чрезмерный эгоцентризм, самоограничение или хвастовство приведут к неудаче. Чтобы добиться успеха в браке, нужно быть искренним и скромным. |
Семья | Вы оба упрямы и не желаете видеть точку зрения другого, поэтому постоянно спорите с супругом. |
Подкаст “Принцеса-коза”
Услуги
Центр прогнозирования и коррекции судьбы “Мистерия” принимает заказ на консультацию по “И Цзин”. Используя знания магического оракула, профессиональные специалисты помогут Вам получить ответ на интересующий вопрос, представляющий ту или иную Вашу жизненную ситуацию. Записаться в предварительный список можно здесь. Цена договорная.
Благодарю, Александра!
Благодарю, Ольга!