Гексаграмма 20 Гуань означает “смотреть”, “наблюдать”, “изучать”, “созерцать”. Ричард Вильгельм переводит “гуань” как “созерцание”, а Джон Блофельд — как “смотреть вниз”. В книге даосского мастера Альфреда Хуанона принят термин “Наблюдение”. Таким образом, после “Приближения” следует “Наблюдение”.
Оглавление:
Название и структура
Гексаграмма 20 Гуань — это обратная сторона предыдущего гуа, Линь (Приближение). Линь — это взгляд сверху вниз. Гуань смотрит снизу вверх. И то, и другое означает наблюдение, но с разных точек зрения. Они являются взаимодополняющими понятиями.
Идеограмма состоит из двух частей. Слева изображена птица с двумя широко раскрытыми глазами. Название птицы — гуань, что и послужило основой для названия гуа. Справа вверху — изображение глаза. Первоначально пиктограмма была выражена именно в форме глаза. Позднее, став частью сложной идеографии, горизонтальный глаз был повернут в сторону и образовал вертикальный овал.
Еще позже, в надписях на бронзовых предметах династии Суй (589 — 618 гг.), овальная форма глаза была изменена на вертикальную прямоугольную. Под вертикальным глазом находится идеограмма чжэнь — человек. На идеограмме изображены птица и человек, внимательно смотрящие широко открытыми глазами.
В Китае даосский храм называется Дао Гуань, что буквально означает “место для наблюдения за Дао”. Эзотерический секрет даосской медитации заключается в наблюдении — наблюдении за дыханием, течением энергии или ничем. Цель наблюдения — поддержание бдительности.
Как буддийские, так и даосские монахи во время песнопений или чтения священных писаний ритмично бьют деревянных рыбок. Поскольку рыбы никогда не закрывают глаза, деревянные рыбки напоминают о необходимости сохранять бдительность. Китайское имя Авалокитешвары (воплощения Будды) — Гуань-инь. Гуань-инь означает “наблюдать (гуань) за звуком (инь)”.
Для китайцев созерцание — это наблюдение; созерцание — это сосредоточенность на одной точке и внимательность. Во время медитации секта, поклоняющаяся Гуань-инь, наблюдает за звуком внутри или снаружи тела. Наблюдая за звуком, но не зацикливаясь на нем, человек полностью отрешается от мира.
Это гуа не только проливает свет на медитацию, но и раскрывает истину о том, что люди должны всегда держать глаза открытыми, наблюдая за добродетелью лидера. Таким образом, лидер должен быть всегда чувствителен к морали и справедливости и проявлять эти качества в своем народе.
Структура гуа — Ветер вверху, Земля внизу. Образ Ветра, обтекающего Землю. В соответствии с этим образом древние цари объезжали различные регионы, наблюдая за жизнью людей и давая им наставления. Это гуа является продолжением предыдущего гуа “Приближение если”.
В предыдущем гуа две сплошные линии находятся внизу и движутся вверх. В этом гуа две сплошные линии образуют дугу вверху. Тем, кто находится наверху, следует проявлять осторожность в своих словах и поступках, поскольку за ними всегда наблюдают те, кто находится внизу.
В “Решении” используется аналогия с жертвоприношением для демонстрации своей искренности. В древнем Китае, прежде чем принести жертву, человек тщательно мыл руки. На самом деле это был процесс медитации, сосредоточения сердца и ума на жертвоприношении.
Таким образом, жертвователь использовал возможность зажечь и излучить свое благоговение и искренность во время омовения рук. Тогда благоговение и искренность, исходящие из его внутреннего мира, спонтанно проявлялись и находили отклик у наблюдателей. Так правитель на собственном примере давал наставления своему народу.
Последовательность Гуа
Когда вещи становятся великими, они требуют пристального внимания.
Решение
Наблюдение.
Руки омыты,
Подношения еще не принесены.
Быть искренним и правдивым,
Появляется почтение.
Комментарий к Решению
Великая добродетель, за которой нужно следить, — это выше,
Нежный и послушный.
В центральном положении и на правильном месте,
Он демонстрирует свою добродетель всем под Небом.
Наблюдение.
Руки омыты.
Подношения еще не принесены.
Быть искренним и правдивым,
Появляется почтение.
Таким образом,
Те, кто находится внизу, наблюдают за ним и преображаются.
Наблюдая за божественным Дао Неба,
Четыре времени года протекают без ошибок.
Так святой мудрец берет на вооружение божественное Дао, чтобы давать наставления,
Все под Небом подчиняются ему.
Комментарий к Символу
Ветер проносится над Землей.
Образ Наблюдения.
В соответствии с этим,
Древний царь обследовал различные регионы,
Чтобы наблюдать за людьми
И излагал наставления.
Яо Текст
1 | Начальная шестерка | С мальчишеским видом наблюдаю. Неполноценный человек: Никакой вины. Превосходящий человек: Унижение. | С мальчишеским видом, наблюдая. Это путь неполноценных. |
2 | Вторая шестерка | Через щель, наблюдая. Благоприятно для целомудрия женщины. | Через трещину смотрит. Для женщины это целомудрие. Для мужчины это уродство. |
3 | Третья шестерка | Наблюдение за собственной жизнью. Продвигаться или отступать? | Наблюдение за собственной жизнью. Продвигаться или отступать? Нельзя сбиваться с пути. |
4 | Четвертая шестерка | Наблюдать за блеском королевства. Благоприятно заниматься тем, что быть гостем короля. | Наблюдая за блеском королевства. Царь чествует гостя. |
5 | Пятая девятка | Наблюдение за собственной жизнью. Превосходный человек: Нет вины. | Наблюдение за собственной жизнью Наблюдая за жизнью других. |
6 | Девятка лучших | Наблюдение за собственной жизнью. Превосходный человек: Нет вины. | Человек наблюдает за собственной жизнью. Его ум не может обрести покой. |
Значение
Тема гуа заключается в демонстрации мудрости наблюдения. Существует два аспекта наблюдения — субъективный и объективный. Субъективное наблюдение — это наблюдение за самим собой, изучение своих внутренних побуждений. Объективное наблюдение — это наблюдение за другими людьми, за их реакцией на свое поведение.
Мудрость наблюдения — это как смотрение в зеркало, проверка своих изначальных намерений и внешнего поведения. Древние мудрецы считали, что внутренняя искренность человека всегда проявляется в его поведении.
Две сплошные линии вверху — это оба претендента на роль хозяина. Обе смотрят сверху вниз. Сплошная линия на пятом месте является центральной и правильной — она более подходит для того, чтобы быть ведущей.
В “Комментарии к решению” Конфуция говорится: “Находясь в центральной позиции и правильном месте, он демонстрирует свою добродетель всем под Небом”. “Он” обозначает твердую линию на пятом месте. Все уступающие линии этой дуги гуа смотрят на сплошную линию в пятом месте.
Это гуа указывает на то, что после того, как царь У сверг тирана Шан, он преподнес подношения царю Тан, основателю династии Шан. В решении царя Вэня говорится: “Руки дугой омыты, подношения еще не поднесены. Если быть искренним и правдивым, появляется почтение”. Царь Вэнь и царь У продемонстрировали свой блеск и добродетель всем под Небом.
Герцог Чжоуский рассказывает о людях из разных слоев общества, наблюдающих за новым лидером с разных точек зрения. Новый лидер должен следить за своей собственной жизнью, потому что за его жизнью наблюдают все люди.
Наблюдение — один из двенадцати приливных гуа, обозначающий восьмой месяц китайского лунного календаря. По солнечному календарю это сентябрь.
Толкование
1 — Начальная шестерка
Наблюдение чередуется Увеличением (42) | |
---|---|
Нижняя линия — это иньский элемент в янском месте, не правильный и не центральный. Она символизирует незрелого ребенка. Она находится далеко от пятой линии. Помимо незрелости, находясь внизу, такой человек не может стоять высоко и смотреть далеко. Иными словами, он не может смотреть широко и далеко. Для такого недальновидного и необразованного человека нет вины. Для зрелого человека это позор. |
2 — Вторая шестерка
Наблюдение чередуется Рассеиванием (59) | |
---|---|
Элемент инь, находящийся на втором месте, гораздо более зрелый, чем тот, что находится внизу. Она наблюдает с узкой точки зрения. Линия — это элемент инь в середине внутренней гуа — во тьме. Когда она наблюдает, то делает это как бы из темноты; яркость ослепляет ее. |
Текст использует древнюю традицию для объяснения ситуации. В Древнем Китае женщинам не разрешалось выходить за пределы своего дома. Все, что они могли сделать, — это украдкой взглянуть, заглянув в дверную щель. Такое поведение было подобающим для женщины, потому что ей не разрешалось выходить на улицу до того, как она вышла замуж. Однако для мужчины это было неуместно. Нужно смотреть широко, а также непредвзято.
Старая китайская пословица гласит: “Для того, кто наблюдает за человеком через узкую щель, человек, которого он видит, становится узким”. Другими словами, наблюдая узким взглядом, человек не может постичь подлинную реальность.
3 — Третья шестерка
Наблюдение чередуется Постепенным развитием (53) | |
---|---|
Третья линия находится в верхней части нижнего гуа. Она находится посередине и может либо продвигаться вперед, либо отступать. Элемент инь в этом месте отвечает элементу ян в верхней части и находится ближе к элементу ян в пятом месте. Это означает возможность продвижения вперед. Когда уступающая линия сменяется сплошной линией, это означает, что гуа переходит в категорию “Постепенное развитие” (53). |
Постепенное развитие указывает на то, что у человека есть время понаблюдать за своим состоянием и принять решение о продвижении или отступлении. Смысл этого гуа в том, что не следует слепо следовать за другими.
4 — Четвертая шестерка
Наблюдение чередуется Препятствием (12) | |
---|---|
Четвертая строка является продолжением третьей. Текст советует тому, кто находится в третьей позиции, следить за своим состоянием, прежде чем принимать решение о наступлении или отступлении. В этой строке дается указание, как выбрать хорошего господина для служения. Четвертая строка близка к пятой. Она символизирует добродетельного ученого, вызванного царем в качестве почетного гостя. |
В древности самым заветным желанием ученого было помогать добродетельному царю проводить политику благодеяний. Наблюдая за жизнью людей, ученый мог понять, как устроено управление королевством и какова добродетель короля. Тогда он мог принять решение о продвижении или отступлении.
С другой стороны, царь также искал добродетельных ученых себе в помощники. Узнав о добродетельном ученом, царь вызывал его на беседу и обращался с ним с почетом. Древние ученые считали, что наблюдение за жизнью народа поможет ему постичь добродетель царя. Аналогичным образом, испытав на себе отношение царя к нему, он узнает, как тот относится к своему народу.
Так, в “Яо” тексте князя Чжоу говорится: “Наблюдая за блеском царства. Благоприятно заниматься тем, что быть гостем царя”. Зная царя, ученый мог принять решение о том, стоит ли служить царю.
5 — Пятая девятка
Наблюдение чередуется Разорением (23) | |
---|---|
Пятая линия является ведущей в гуа. Это элемент ян в месте ян — центральном, правильном и высшем. Он представляет царя, обладающего высокой добродетелью. За ним наблюдают четыре иньских элемента. Как лидер, человек должен быть внимателен к собственной жизни, чтобы оценить, является ли она хорошим примером для других. Наблюдение за реакцией людей на свои слова и поступки — еще одна форма самоанализа. |
Древние мудрецы учили, что, наблюдая за общественными обычаями и жизнью людей, правитель может оценить, правильно ли он поступил или нет. В древнем Китае такое наблюдение и самоанализ собственных слов и поступков считались одной из высших добродетелей правителя или мудреца.
Смысл этого гуа заключается в том, что, наблюдая за реакцией другого, можно познать самого себя.
6 — Девятка лучших
Наблюдение чередуется Союзом (8) | |
---|---|
Линия вверху находится над местом короля. Она представляет мудреца. Даже если мудрец удалился от мира, за его словами и делами все равно наблюдают люди. Несмотря на то, что человек удалился от мира, он не должен прекращать самоанализ и самоисследование. Пятая линия и верхняя линия — два ян-элемента этого гуа. В пятой строке делается акцент на самоанализе, а в верхней — на наблюдении за другими. |
Иллюстрации к Толкованию
Дополнительная справочная информация
Исследование Гексаграммы 20 Гуань Наблюдение
Изображение:
Декламировать как:
Элемент:
Структура:
Месяц:
Хозяин Гуа:
Противоположный Гуа:
Обратный Гуа:
Взаимный Гуа:
Ветер вверху, Земля внизу
Ветер струится над Землей, Наблюдение
Дерево
Два ян с четырьмя инь
Восьмой месяц лунного года, или сентябрь
Пятая девятка
Великая сила (34)
Приближение (19)
Разорение (23)
Даосский И Цзин
Наблюдая, человек омыл руки, но не сделал подношение; в этом есть искренность, которая является благоговением.
Наблюдать — значит быть внимательным, осторожным. Что касается качеств гексаграммы, то вверху — Ветер, проникающий, а внизу — Земля, восприимчивая; она имеет значение постепенного продвижения в соответствии с надлежащим временем, продвижения без порывов, с бдительным наблюдением; поэтому она называется наблюдающей.
Эта гексаграмма представляет собой бдительное наблюдение с ясностью ума; она следует за предыдущей гексаграммой дегенерация. При дегенерации Ветер проникает внутрь, что препятствует проникновению энергии инь; именно так исправляется дегенерация. Путь исправления дегенерации невозможен без достижения внимательного наблюдения с ясностью ума.
Достижение внимательного наблюдения — это восстановление первозданного, находясь среди временного, обращение вспять обычного потока, находясь в самой его середине. Когда инь в людях силен, а ян слаб, это подобно тому, как в данной гексаграмме четыре инь возникают один за другим, а два ян постепенно растворяются; сила энергии ян стирается энергией инь. Внимательное наблюдение с ясностью ума обращает вспять этот слабый ян, чтобы он не пострадал от энергии инь.
Но темперамент человека закрепощен, а накопленные привычки уже глубоко укоренились. Энергию инь невозможно сделать покорной сразу, поэтому необходимо использовать постепенное культивирование, идя навстречу ее желаниям, постепенно смягчая и направляя их, заставляя ее естественно испаряться, естественно трансформироваться, естественно подчиняться, естественно отступать.
Это означает, что когда приходит настоящее, ложное естественно подчиняется; если человек может быть правдивым внутри себя, то приобретенные влияния естественно исчезнут. Ян постепенно продвигается вверх, а инь покорно отступает вниз. Ян управляет инь, а инь подчиняется ян; инь и ян в гармонии. Внутреннее и внешнее дуги едины. Это подобно тому, как при почитании божества, когда человек омыл руки, но еще не сделал подношение, присутствует искренность, которая является благоговением.
Всякий раз, когда вы почитаете божество, сначала вы очищаете руки и делаете свою веру искренней внутри; затем вы подносите подношения, благоговея перед ним. Благодаря постепенному воздействию искренности вы общаетесь с духом божества, а не в физическом смысле. В этом и заключается смысл созерцания божества.
Путь культивирования реальности подобен почитанию божества: сначала ты делаешь ум искренним и правдивым, затем практикуешь его в теле. Духовная ясность действует бесшумно, быстро, не торопясь, входя искренне, действуя гибко, проникая через барьер между инь и ян, порождая свет в открытости внутри. От наблюдения духа до наблюдения великого в великой пустоте висит черная жемчужина, освещая весь мир так, словно она лежит у вас на ладони. Тогда всякое действие согласуется с возвышенным Дао; все инь подчиняется, а все ян возвращается.
Понимание духа зависит от самого человека: Для этого нужно четко знать тонкий смысл этой гексаграммы, быть восприимчивым и в то же время продвигаться вперед, как ветер, — продвижение основано на восприимчивости. Если вы знаете это, то с помощью духовной наблюдательности и великой наблюдательности вы сохраняете истинное и устраняете ложное, так что есть вечная жизнь. Если же вы этого не знаете, то с помощью малой наблюдательности и близорукости вы принимаете ложное и отвергаете истинное, тем самым нанося вред жизни. Это просто вопрос разницы между истиной и ложью в наблюдении.
Поэтому путь бдительного наблюдения, включающий в себя наблюдение за духом, а также обширное наблюдение, никогда не должен покидаться теми, кто практикует Дао. Он начинается с устремления, с обширного наблюдения, и заканчивается не устремлением, с духовным наблюдением. Когда духовное наблюдение и обширное наблюдение едины, лекарство действительно, процесс обжига идет правильно; как же может не получиться золотой эликсир? Функция наблюдения действительно велика.
Судьба по Книге Перемен
Значение гексаграммы | В данный момент ваш удар не является ни благоприятным, ни неблагоприятным. Внимательно следите за всеми делами, будьте терпеливы и ждите, пока все не завершится само собой. Будьте очень скромны и вежливы в общении, и удача будет сопутствовать вам. Если вы не будете внимательны и будете торопить события, то они будут неблагоприятными. |
Любовь | Нужно быть очень искренним. Будьте внимательны и старайтесь глубже понять своего партнера. |
Брак | Настало время проявить терпение и внимательность. Пришло время глубже понять друг друга. Не спешите вступать в брак. |
Семья | Кто-то из вас остался недоволен этим браком или хочет предпринять радикальные меры для решения проблемы. Эта гексаграмма напоминает вам о том, что нужно быть внимательнее, а затем решить, заключать или расторгать брак. |
Аудиотекст “Осознавание”
Услуги
Центр прогнозирования и коррекции судьбы “Мистерия” принимает заказ на консультацию по “И Цзин”. Используя знания магического оракула, профессиональные специалисты помогут Вам получить ответ на интересующий вопрос, представляющий ту или иную Вашу жизненную ситуацию. Записаться в предварительный список можно здесь. Цена договорная.
Благодарю, Александра!
Благодарю, Ольга!