()
Примерное время на чтение статьи: 12 минуты

Гексаграмма 15 Цянь, означающая “Смирение”, полностью отличается от Цянь первого гуа, Инициирующего. Это два разных иероглифа. Китайцы часто связывают слово смирение с приветливостью и вежливостью. Цянь-хэ быть скромным и приветливым; цянь-гун быть скромным и вежливым. И Вильгельм, и Блофельд переводят название этого гуа как “Скромность”.

Название и структура

В соответствии с последовательностью шестидесяти четырех гуа царя Вэня, это гуа должно обладать чувством отсутствия гордости и собственной значимости. Комментарий Конфуция к “Решению” полностью выражает это чувство. Таким образом, в книге даосского мастера Альфреда Хуанона используется термин “Смирение”. Таким образом, после Великого урожая следует Смирение.

Это гуа очень особенное. По мнению китайцев, скромность всегда приносит большой урожай. И Конфуций, и Лао-цзы многому научились у этого гуа. То, чему научился Конфуций, полностью изложено в его комментариях. То, чему научился Лао-цзы, можно найти в его словах в “Дао дэ цзин”:

У меня есть три сокровища
Которые я охраняю и бережно храню:
Первое это любовь;
Второе довольство;
Третье смирение.
Только любящие мужественны;
Только довольные великодушны;
Только смиренные способны повелевать.

Начиная с Поиска гармонии (13), Великого урожая (14) и заканчивая Смирением (15), эти “сокровища” полностью раскрываются. Если жить с этими сокровищами, результатом будет Восторг (16).

Идеограмма этого гуа состоит из двух частей. Изображение лица человека с открытым ртом составляет левую часть идеограммы, она представляет собой акт говорения. В идеограмме шестого гуа, “Противостояние”, это изображение символизирует конфликт, ссору. Здесь оно указывает на смирение.

Гексаграмма 15 - Цянь: значение и толкование по И Цзин. Идеограмма Цянь - Смирение
Идеограмма Цянь

В правой части идеограммы изображены два пучка пшеницы, стоящие бок о бок, и рука с тремя открытыми пальцами в середине двух пучков. Это изображение символизирует акт деления чего-либо поровну. Как говорит Конфуций в Комментарии к Символу: “Высший человек уменьшает то, что избыточно, и увеличивает то, что скудно. Он взвешивает вещи и приводит их в равновесие”.

В этом заключается истинный смысл Смирения. Когда две части идеограммы объединены, они указывают на то, что акт взвешивания вещей и приведения их в равновесие должен быть выражен и проявлен в повседневной жизни.

Структура этого гуа Земля вверху, горы внизу. Обычно горы высокие, а Земля низкая. Что делает гору горой, так это то, что она стоит высоко над Землей. В этом гуа гора находится под Землей. Этот образ представляет собой состояние смирения. Внутреннее гуа, Гора, обладает атрибутом неподвижности. Внешняя гуа, Земля, обладает качеством мягкости.

Гексаграмма 15 - Цянь: значение и толкование по И Цзин. Структура гуа Цянь - Смирение
Структура гуа Цянь

Если человек способен сдерживать свое эго и быть мягким к другим, то он обладает качеством смирения. Для древних китайцев смирение одна из высших добродетелей. Для ее воспитания требуется много времени. Поэтому в Решении говорится, что смирение ведет к процветанию и успеху. Превосходный человек несет эту добродетель до конца.

Последовательность Гуа

После сбора большого урожая не следует преисполняться удовлетворением и гордиться.

Решение

Смирение.
Процветание и гладкость.
Для высшего человека есть конец.

Комментарий к Решению

Смирение,
Процветание и гладкость.

Дао Небес посылать свою энергию вниз.
Сияя на всех существ.
Дао Земли посылать свою энергию вверх.
Соединяясь с Небом.

Дао Неба уменьшать полноту
И увеличивать смиренных.
Дао Земли чередовать полных.
И сделать полное смиренным.

Дао духовных существ вредить полным и благословлять смиренных.
И благословлять смиренных.
Дао людей состоит в том, чтобы не любить полных
И любить смиренных.

Смиренный удостаивается чести излучать свой блеск.
Когда скромный находится в более низком положении,
Он не теряет своего принципа.
Таким образом, высший человек способен довести свой принцип до конца.

Комментарий к Символу

Внутри Земли есть Гора.
Образ смиренного.
В соответствии с этим,
Высший человек уменьшает то, что избыточно
И увеличивает то, чего не хватает.
Он взвешивает вещи и приводит их в равновесие.

Яо Текст

1Начальная шестеркаСмиренно, покорно высший человек
Занимается переправой через великие реки.
Удача.
Смиренно, покорно, высший человек
Смиряет себя.
Воспитывать в себе смирение.
2Вторая шестеркаСмирение вызывает резонанс.
Быть стойким и прямым: удача.
Смирение вызывает резонанс.
Стойкость и прямота ведут к удаче.
Добродетель исходит из глубины сердца.
3Третья девяткаСмиренно трудясь, высший человек
Заканчивает удачей.
Смиренно трудиться высший пилотаж.
Толпы людей полностью принимают его.
4Четвертая шестеркаНичто не является неблагоприятным.
В полной мере проявляйте смирение.
Ничто не является неблагоприятным.
Дайте полную волю смирению.
Оно не нарушает принцип.
5Пятая шестеркаНе будучи богатым.
Вместе со своими соседями
Благоприятно заниматься подчинением.
Ничто не является неблагоприятным.
Благоприятно заниматься подчинением.
Покорять тех, кто не покоряется.
6Шестерка лучшихРезонирующее смирение.
Благоприятно заниматься мобилизацией множества людей.
Укреплять собственное государство.
Резонанс, смирение.
Ее воля еще не получена.
Можно действовать.
Сначала укрепите свое собственное место.

Значение

Среди шестидесяти четырех гуа только в “Смирении” все линии благоприятны. Она занимает особое место в “И Цзин”. Можно понять, какое значение древние придавали качеству смирения. Для них смирение не означало негативных действий, сдерживания себя. Наоборот, нужно действовать позитивно, делая что-то вместе с другими людьми в сотрудничестве и гармонии. Главное уважать людей и относиться к ним одинаково. Только так можно установить истинный мир и гармонию в обществе.

Хозяин этого гуа необычен. Он находится не на пятом и не на втором месте, а на третьем. Третье место находится в верхней части нижнего гуа. Обычно это не самое благоприятное место. В этом гуа это единственная сплошная линия. Она символизирует смиренного мудреца, стоящего со всеми элементами инь вокруг него. Она твердая и сильная, энергичная и мощная, но смиренно пребывает в нижнем положении. Это и есть истинный дух смирения.

Смирение не является врожденной добродетелью; его нужно культивировать в течение долгого времени. Если лидер способен быть по-настоящему смиренным, то люди будут принимать его и следовать за ним. В этом и заключается основной дух гуа. Это гуа является продолжением предыдущего гуа “Стремление к гармонии”, которое является ключом к большому урожаю.

Эта гуа рассказывает нам о том, что после сбора большого урожая у царя Вэня появился блеск и сияние. Он почувствовал, что в этой ситуации необходимо крайнее смирение. Высший человек должен довести эту добродетель до конца. Иначе тиран Шан будет настороженно следить за ним. Герцог Чжоу рассказывал, как царь Вэнь возвышался и трудился над смирением.

С таким отношением он мог преодолевать все трудности, как будто спокойно переходил через великие реки. Даже будучи не таким богатым, как тиран Шан, царь Вэнь все равно снискал любовь и уважение соседних кланов. Даже в акте подчинения не было ничего неблагоприятного, но царь Вэнь все равно был осторожен и не спешил принимать меры против тирана.

Толкование

1 — Начальная шестерка

Смирение сменяется Пораженным блеском (36)
Smirenie smenyaetsya Porajennim bleskom _36,Атрибутом элемента инь является уступчивость, которая представляет собой качество смирения. Элемент инь в этом гуа рад оставаться внизу. Это еще один способ показать свое смирение. Поэтому в тексте Яо говорится: “Смиренно, смиренно”, указывая на то, что тот, кто хочет культивировать качество смирения, должен сначала стать смиренным в душе. Обладая качеством смирения, человек способен справиться с любой ситуацией, какой бы трудной или опасной она ни была. Это и есть истинный дух смирения не действовать негативно, сдерживая себя, а действовать позитивно, двигаясь вперед, чтобы сделать что-то продуктивное. Три линии над нижней линией образуют внутреннее взаимное гуа Вода; поэтому в тексте Яо говорится: “Смиренно, смиренно высший человек занимается переправой через великие реки”.

2 — Вторая шестерка

Смирение чередуется Ростом вверх (46)
Smirenie chereduetsya s Rostom vverh _46,Элемент инь на втором месте центральный и правильный. Он символизирует, что прекрасное качество смирения лелеется во внутреннем сердце и расцветает во внешнем поведении. Таким образом, он вызывает сочувственный отклик у окружающих. Когда вторая линия переходит от инь к ян, нижняя гуа чередуется с Гэнь (Гора) на Сюнь, то есть Ветер. Здесь Сюнь представляет петуха. Когда один петух кричит, другие петухи следуют за ним: резонанс.

3 — Третья девятка

Смирение чередуется Исполнением (2)
Smirenie chereduetsya s Reagirovaniem _2,Эта линия является ведущей в гуа. Это единственная твердая линия, расположенная на вершине нижнего гуа и символизирующая человека, взвалившего на себя важную задачу. Поскольку это элемент ян в месте ян, твердый и сильный, остальные пять элементов инь полагаются на него как на свой центр. Он способен трудиться и при этом оставаться скромным; неизбежно он завоюет поддержку народа, и все закончится удачей.

Конфуций сказал:

Работать усердно, но не выставлять себя напоказ,
Добиваться больших успехов, но не чувствовать себя самодовольным,
Быть честным и искренним до предела,
Указывает на человека, который имеет заслуги, но при этом остается скромным.


4 — Четвертая шестерка

Смирение чередуется Небольшим Превосходством (62)
Smirenie chereduetsya s Nebolshim Prevoshodstvom _62,Четвертая линия это иньский элемент в иньском месте. Его природа мягкая; его место правильное. Она довольствуется тем, что находится в нижней части верхнего гуа, что символизирует ее смирение. Поэтому ничто не является неблагоприятным. Хотя положение четвертой линии выше, чем третьей, четвертая линия не такая сильная и твердая, как третья. Поскольку она осознает этот факт, то в полной мере проявляет смирение. Конфуций говорит нам, что она не нарушает принцип смирения.

5 — Пятая шестерка

Смирение чередуется Трудностями (39)
Smirenie chereduetsya s Trudnostyami _39,Пятая линия это линия уступчивости, которая не является образом богатства. Как линия уступчивости, расположенная в высшем месте Смирения, она особенная. Человек, находящийся в этом месте, почтенен, но все еще скромен. Она оказывает влияние на людей не богатством, а добродетелью, и поэтому при поддержке других людей может совершать великие свершения.

В тексте Яо говорится: “Благоприятно заниматься подчинением. Ничто не является неблагоприятным”. Это показывает силу благородства и смирения.


6 — Шестерка лучших

Смирение чередуется Неподвижностью (52)
Smirenie chereduetsya s Nepodvijnostyu _52,Шестая строка находится на самом верхнем месте; обычно она представляет ситуацию, подобную сиянию заходящего солнца что-то близкое к завершению карьеры или жизни. Однако самая верхняя строка “Смирения” необычна. Солнце все еще светит, и смирение все еще имеет резонанс. Для других гуа текст обычно советует уйти на покой и не предпринимать никаких действий. В случае же со Смирением совет звучит так: “Благоприятно заниматься мобилизацией толпы”.

Однажды ученик Чжу Си, одного из самых выдающихся конфуцианских ученых династии Южная Сун, спросил: “Учитель, я спрашиваю, почему в “Тексте Яо о смирении” в пятой и шестой строках одобряются военные действия?”. Чжу Си ответил: “Содержание военной “стратегии” и тактики включает в себя и смирение. Она заключается в том, чтобы отступать, чтобы наступать и тем самым добиваться победы”. Лао Цзы выражает подобную идею в “Дао дэ цзин”. Он сказал:

Если великая страна относится к малой стране со смирением,
Она добьется покорности меньшей страны.
Если малая страна будет относиться к великой стране со смирением,
Она обретет великодушие великой страны.
Поэтому один получает пользу, становясь смиренным;
Другой получает пользу, становясь смиренным.


Иллюстрации к Толкованию

Гексаграмма 15 - Цянь: значение и толкование по И Цзин. Qian (Diagram 15)
Скромный человек добьется успеха, у такого джентльмена будет хороший конец.
Гексаграмма 15 - Цянь: значение и толкование по И Цзин. Bottom line—yin
Скромный джентльмен пересекает большую реку; благоприятно.
Гексаграмма 15 - Цянь: значение и толкование по И Цзин. Line Two—yin
Публичная скромность означает благоприятствование.
Гексаграмма 15 - Цянь: значение и толкование по И Цзин. Line Four—yin
У старательного и скромного джентльмена будет хороший конец; благоприятно.
Гексаграмма 15 - Цянь: значение и толкование по И Цзин. Line Four—yin
Продвигайтесь везде, рекламируя скромность.
Гексаграмма 15 - Цянь: значение и толкование по И Цзин. Line Five—yin
Тот, кто не зависит от своего соседа, чтобы разбогатеть, может сделать это, вторгшись в далекое место, и всегда будет успешен.
TГексаграмма 15 - Цянь: значение и толкование по И Цзин. Top line—yin
Тот, кто известен своей скромностью, подходит для того, чтобы вести войска для вторжения в другие города-государства.

Дополнительная справочная информация

Гексаграмма 15 Цянь: Как достигнуть внутреннего спокойствия

Изображение:
Декламировать как:
Элемент:
Структура:
Месяц:
Хозяин Гуа:
Противоположный Гуа:
Обратный Гуа:
Взаимный Гуа:

Земля вверху, горы внизу
Гора ниже Земли, Смирение
Земля
Пять инь с одним ян
Двенадцатый месяц лунного года, или январь
Третья девятка
Исполнение (10)
Восхищение (16)
Облегчение (40)

Даосский И Цзин

Смирение это развитие. У превосходящего человека есть вывод.

Смирение означает обладание, не зацикливаясь на нем. Что касается качеств гексаграммы, то вверху земля, покорная, а внизу гора, неподвижная: Твердость внутри, гибкость согласуется с внешним; внутренне твердая, а внешне гибкая, она поэтому называется смирением.

Эта гексаграмма представляет собой сохранение ян посредством инь; она следует за предыдущей гексаграммой Самость с людьми Самость с людьми означает незаметное смешение с обычным миром, использование силы с ясностью, чтобы сила не использовалась произвольно.

Пока развитие и зрелость человека не станут достаточно глубокими и богатыми, он не сможет этого сделать. Работа по углублению развития это именно работа по сохранению ян посредством инь. Сохранение ян посредством инь это то, благодаря чему открытость достигает своего завершения, а спокойствие становится чистым, оставаясь в соответствующем месте.

Гора — это место, где человек убивает себя, земля место, где человек оживляет себя. Те, кто еще не умер, сначала учатся умирать; это успокоение ян. Нерождение это вечная жизнь; это подчинение инь. Успокоение ян это остановка ложного ян и взращивание истинного ян; подчинение инь — это использование истинного инь для отражения ложного инь. Когда ложный ян прекращается, а истинный ян остается, это называется взращиванием; когда ложный инь отступает, а истинный инь появляется, это называется подчинением.

Когда человек способен воспитывать и подчиняться, он управляет собой со строгостью и отвечает другим с открытостью; ум становится все более смиренным, а путь все более возвышенным; внешне человек испытывает недостаток, а внутри у него больше титана. Подчиняясь истине и соглашаясь с людьми, человек покоится в высшем благе и не двигается. Вот почему путь смирения полезен.

Однако если человек может быть смиренным в начале, но не в конце, это означает, что у него есть начало, но нет завершения. Когда неподвижность не стабильна, а покорность неуместна, смирение ложно и не реально, поэтому оно не может быть развитием. Только совершенные люди, практикующие Дао, знают, где остановиться, не обращают внимания на то, что у них есть, и кажется, что у них ничего нет; они сосредоточены на чистой реальности. У них есть начало и конец. Они следуют Дао в своих действиях, становясь все сильнее, чем дольше они идут вперед. Поэтому они достигают первозданной пустоты, исходящей из небытия и превращающейся в эликсир.

Те, кто не являются превосходными людьми, думают, что у них есть то, чего у них нет. Думают, что они исполнены, когда на самом деле они пусты. Самодовольные, они хоть и почтительны внешне, но не почтительны внутренне; усердные в начале, они заканчивают ленью. Они неизбежно останавливают истинный ян и используют ложный ян, повинуясь человеческим желаниям и нарушая небесные принципы. Это не только прискорбно, но и не способствует развитию. Разве можно считать это смирением?

Смирение как путь многообразно это быть твердым и сильным, но смиренным. Это быть смиренным через уступчивость и гибкость, это уступать и быть гибким через смирение, это быть смиренным перед сильным. Все это означает опустошение ума и понижение себя. Если опустошить ум, можно наполнить живот; если опустить себя, можно подняться высоко. В этом заключается использование инь для уравнивания ян.

Действительно, смирение приносит пользу, а пресыщение вызывает недовольство. Хотя смирение дело незначительное, его эффект очень велик. Если ученики могут искренне практиковать смирение, с начала и до конца, то внутренне инь и ян будут в гармонии, а внешне будет общение между собой и другими. Обусловленный темперамент изменится, естественная реальность будет проявляться сама по себе, а живительная энергия всегда будет присутствовать какое беспокойство, что золотой эликсир не кристаллизуется и Дао не будет достигнуто?

Судьба по Книге Перемен

Цянь: Смирение:
Смирение создает успех;
Просвещенный человек доводит дело до конца.
Значение гексаграммыЭто очень благоприятное время, все, к чему вы стремитесь, вы получите. Хотя в прошлом вы сталкивались со многими препятствиями, с этого момента все пойдет легко. Секрет этой гексаграммы в том, чтобы “быть скромным, быть вежливым”. Если у вас высокомерное отношение или вы идете против дао смирения, ваша удача быстро превратится в невезение.
ЛюбовьВам нравится быть окруженным любовью, хотя вы, возможно, не чувствуете полного удовлетворения от своего партнера. Это происходит потому, что ваши ожидания слишком высоки. Помните о слове “скромный”. Не будьте напыщенными.
БракЭто благоприятное время для того, чтобы показать партнеру свое желание вступить в брак. Будьте скромны и просите одобрения у своего партнера, а также у членов семьи. Не будьте слишком напористы.
СемьяВы состоите в очень полноценном и счастливом браке и очень уважаете друг друга.
И Цзин для любви и брака

Аудиотекст “Сиротинушка”

Ольга Аргинская: “Сиротинушка. Колокольцы”

Комментарий к аудиотексту

Бабушка читает: комментарий к гексаграмме Цянь (Смирение) по “Книга сказочных перемен”

Услуги

Центр прогнозирования и коррекции судьбы “Мистерия” принимает заказ на консультацию по “И Цзин”. Используя знания магического оракула, профессиональные специалисты помогут Вам получить ответ на интересующий вопрос, представляющий ту или иную Вашу жизненную ситуацию. Записаться в предварительный список можно здесь. Цена договорная.


Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?