Первоначально “Цзянь” означало “хромой” или “хромоногий человек”. В переводе с английского это слово означает трудности при ходьбе или тяготы. Ричард Вильгельм переводит “Цзянь” как препятствие; Джон Блофельд переводит его как “Неприятность”. В книге даосского мастера Альфреда Хуанона используется термин “Трудности”. Таким образом, после “Разнообразием” следуют “Трудности”.
Оглавление:
Гексаграмма 39. Китайская Книга Перемен
Иероглиф гуа показывает его первоначальное значение — хромой человек, испытывающий трудности при ходьбе. В верхней части иероглифа изображена крыша дома с дымоходом. Под ним находится иероглиф человека, ren. Между крышей и человеком находятся два пучка травы, представляющие собой подстилку.
Эти изображения образуют верхнюю часть идеограммы: изображение человека под крышей дома, покрытого двумя кусками толстой подстилки, чтобы защититься от холода. Внизу изображена идеограмма стопы. По обе стороны от стопы и под ней изображена пара костылей. Можно визуализировать костыли под мышками у человека с хромой ногой. Кровообращение в хромой ноге плохое, поэтому изображение холодной ступни было использовано для демонстрации того, что хромому человеку трудно ходить.
Структура гуа — Вода вверху, Гора внизу. Это символизирует ситуацию, когда трудности следуют за трудностями. Восхождение на гору и переправа через реку — трудные предприятия. Атрибут Воды — темнота, а Горы — неподвижность. Если сейчас неподходящее время для преодоления трудностей, нужно сохранять спокойствие.
Сохранять спокойствие не значит сдаваться. Это просто уступка ситуации и ожидание более благоприятного момента. Если придет подходящее время, лучше искать союза или обратиться за конструктивным советом к благородному человеку. Любое преждевременное продвижение вперед сопряжено с риском. Преодоление трудностей зависит от правильного выбора времени, ситуации и спутников — в китайском понимании, это Небо, Земля и люди, три основных элемента.
Когда сплошная линия на четвертом месте и линия уступчивости на пятом месте с Небольшим превышением (62) меняются местами, небольшое превышение становится затруднительным. В результате сплошная линия на четвертом месте с небольшим превышением перемещается вперед, к центру верхнего гуа.
Таким образом, в Комментарии к Решению говорится: “Движение вперед занимает центральное место”. Если сплошная линия на четвертом месте с небольшим превышением перемещается назад, она упирается в нижнюю гуа, Гору (Неподвижность). В комментарии говорится: “Выхода нет”. В “И Цзин” Земля символизирует юго-запад.
Верхняя гуа — это Вода, которая происходит из Земли; по этой причине она также символизирует юго-запад. В комментарии говорится, что юго-запад — это преимущество. Нижняя гуа, гора, символизирует северо-восток, и в комментарии, соответственно, говорится: “На северо-востоке неблагоприятно”.
В “И Цзин” есть два гуа, которые обозначают трудности: третье, “Начало”, и это. В “Начале” комментарий к Решению гласит: “Твердый и уступчивый объединяются в самом начале; возникают трудности”. Трудности в этом случае сопутствуют сотворению всех живых существ.
В этом гуа трудности возникают в течение жизненного пути человека. Человек уже вырос и возмужал. Конфуций учит нас, что возвышенный человек должен заниматься самоанализом, чтобы развивать добродетель. Перекликаясь с Конфуцием, Мэн-цзы говорит,
Если человек любит других, а они не отвечают ему тем же, ему следует обратиться внутрь себя и проанализировать свою собственную любовь. Если он вежливо обращается с другими, а они не отвечают ему взаимностью, ему следует обратиться внутрь себя и проанализировать свою собственную вежливость. Когда человек не осознает, чего он хочет, он должен обратиться внутрь себя и исследовать себя во всех аспектах.
Этот отрывок раскрывает истинный дух того, что древние мудрецы почерпнули из этой гарантии.
Значение гексаграммы
Вода над горой символизирует трудности, следующие за трудностями. В жизни человека нет способа полностью избежать трудностей. Трудности нужно преодолевать; бедствие можно предотвратить. Не следует всегда пускать все на самотек и покоряться своей судьбе.
Эта гуа рассказывает нам, как справляться с трудностями. Древние мудрецы испытывали трудности при восхождении на гору, а также при переправе через реку. Они также испытывали всевозможные трудности на своем жизненном пути. Некоторых трудностей можно было избежать, но другие были неизбежны.
Если у человека правильный настрой, то, какие бы трудности ни возникали, их можно преодолеть. В трудные времена стране нужен великий лидер, связанный с лояльными чиновниками и поддерживаемый народом, у которого единое сердце и единый разум.
Именно это имеет в виду Комментарий к Решению, когда советует встретиться с великим человеком; и это правильное положение приносит удачу. Когда время неподходящее, следует сохранять спокойствие. Любое преждевременное продвижение вперед приведет к возможной опасности.
Ведущий “гуа” — это сплошная линия на пятом месте. В комментарии к решению говорится: “Движение вперед занимает центральное место”. Это позиция для великого человека. В трудные времена движение вперед не является благоприятным. В тексте Яо упоминается препятствие и советуется вернуться.
В “гуа” рассказывается, как царь Вэнь заметил, что люди из династии Шан, которые пришли в Чжоу в поисках убежища, испытывали трудности. Он сказал им, что для них было бы лучше остаться в царстве Чжоу (юго-запад), но нежелательно возвращаться в царство Шан (северо-запад).
Для них было благоприятно видеть великого человека (вероятно, царя Вэня) и оставаться стойкими и честными. Удача сопутствовала им. Герцог Чжоуский рассказывает нам, как эти люди справлялись с различными трудностями в различных ситуациях.
Толкование гексаграмм
1 — Начальная шестерка
Трудности чередуются Уже достигнутым (63) | |
---|---|
Суть в том, что элемент инь находится на месте ян. Его атрибут — слабость, и его место выбрано неправильно. Он не соответствует элементу инь на четвертом месте. Все эти условия указывают на то, что движение вперед неблагоприятно. Трудности начинаются с самого начала — лучше разобраться в ситуации, прежде чем действовать. Если человек в этом месте будет действовать вслепую, он упадет во тьму верхнего гуа, воды. Если она поймет ситуацию и вернется, оставаясь в нижнем гуа, сохраняя спокойствие, ее похвалят. |
2 — Вторая шестерка
Трудности сменяются Пополнением запасов (48) | |
---|---|
Вторая линия — это элемент инь, расположенный в месте инь, центральном и правильном. Она соответствует элементу ян, расположенному в пятом месте. Обычно эта линия может двигаться плавно и беспрепятственно. Однако пятая линия находится в центре верхнего гуа, Воды или Тьмы. В “И Цзин” вторая строка представляет генерала на службе у короля. Когда король, занимающий пятое место, сталкивается с трудностями, долг генерала — броситься на помощь, невзирая на собственную безопасность; в противном случае он будет чувствовать вину и сожалеть всю свою жизнь. |
В китайской истории текст Яо, приведенный в этой строке, цитировался как относящийся к верному подчиненному царя.
3 — Третья девятка
Трудности сменяются Союзом (8) | |
---|---|
Третья линия находится в верхней части внутреннего гуа. Это единственный элемент ян во внутреннем гуа и, таким образом, поддерживает элементы инь. Она отвечает за самый верхний элемент инь. Однако самый верхний элемент слаб. В такой ситуации трудно продолжать. Если человек, находящийся в таком положении, осознает обстоятельства и вернется, оставаясь в рамках внутреннего гуа, элементы инь возрадуются, и он сам будет в безопасности. |
4 — Четвертая шестерка
Трудности сменяются Взаимным влиянием (31) | |
---|---|
Четвертая линия достигает нижней границы верхнего гуа, Воды, представляющей Тьму. Это элемент инь в месте инь, но он не соответствует элементу инь внизу. Элемент в этом месте слаб и окружен двумя элементами ян сверху и снизу. У нее есть возможность достичь единения с элементом ян, находящимся внизу, но элемент ян, находящийся на пятом месте, теряется в темноте (воде). |
Поэтому в комментарии говорится: “Движение вперед — трудности. Возвращение — единение. Подходящее место обладает прочностью”.
5 — Пятая девятка
Трудности сменяются Смирением (15) | |
---|---|
Эта линия — хозяин. Она символизирует лидера. Он находится в центре высшего гуа. Но он тверд и непоколебим и ассоциируется с тем, кто находится на втором месте. Они дополняют друг друга и поддерживают инь и ян. Их позиции правильны, их отношения правильны. Оба они усердно трудятся, и не только ради собственной выгоды. |
В своих “Аналектах” Конфуций говорит: “Если человек добродетелен, он не останется в одиночестве. Несомненно, что единомышленники придут и присоединятся к нему”. Тот, кто окажется в этом месте, пожнет удачу, но в тексте ничего не говорится об удаче, потому что преобладает тяжелая ситуация.
6 — Шестерка лучших
Трудности чередуются Постепенным развитием (53) | |
---|---|
На самой верхней строчке дальнейшее продвижение приведет к дальнейшим трудностям. Если человек понимает ситуацию и возвращается, у него есть два варианта. Он может положиться на того, кто находится на пятом месте, кто тверд и решителен, занимает центральное место и корректен. Или она может общаться с тем, кто находится на третьей позиции, поскольку они дополняют друг друга как инь и ян. Она чрезвычайно мудра; он общается с тем, кто находится на третьей позиции, и отправляется вместе с ним на встречу с великим человеком, который находится на пятой позиции. |
Так, в комментарии Конфуция к тексту Яо говорится: “Движение вперед сопряжено с трудностями. Возвращение назад — великое достижение. Пожелания, помещенные на внутренней линии. Благоприятно видеть великого человека. Следуйте за человеком благородного ранга”. Внутренняя линия относится к внутреннему гуа, где расположена третья линия. Благородный ранг указывает на пятую линию, место короля.
Иллюстрация жизни
Дополнительная справочная информация
Гексаграмма 39 — Цзянь: Как противостоять невзгодам
Последовательность Гуа:
Если в семье царит непонимание и разнообразие, это, несомненно, приведет к трудностям.
Изображение:
Декламировать как:
Элемент:
Структура:
Месяц:
Хозяин Гуа:
Противоположный Гуа:
Обратный Гуа:
Взаимный Гуа:
Вода вверху, Гора внизу
Вода над горой, Трудности
Вода
Два ян и четыре инь
11-й месяц лунного календаря, или декабрь
Пятая девятка
Разнообразие (38)
Облегчение (40)
Еще не выполнено (64)
Судьба по Книге Перемен
Значение гексаграммы | Ваша удача застыла на месте. Существуют различные трудности, и даже при всем желании вам все равно не хватает сил справиться с ситуацией. Юго-западное направление благоприятно. Северо-восточное направление неблагоприятно. Когда вы сталкиваетесь с трудностями, лучше всего прислушиваться к советам старших или следовать им в решении вопросов. |
Любовь | Вы чувствуете, что застряли и запутались в своих отношениях. Трудно решить, уйти вам или остаться. |
Брак | Это было бы трудно осуществить. Даже если вы попытаетесь плыть против течения, вы только зря потратите усилия. Поскольку это не принесет пользы, почему бы на время не отказаться от своих планов? |
Семья | Эта гексаграмма подает сигнал тревоги. Она предупреждает о том, что ваша семейная жизнь наполнена раздражением и страданиями. |
Основные аспекты гексаграммы
- Сложности: указывает на наличие преград, которые необходимо преодолеть.
- Поддержка: важно искать помощь у окружающих, чтобы справиться с ситуацией.
- Настойчивость: упорство в достижении целей несмотря на трудности.
- Внутренний мир: важно сохранять спокойствие и целеустремлённость.
- Осторожность: необходимо принимать взвешенные решения, избегая резких действий.
Подкаст “Неполноценность”
Услуги
Центр прогнозирования и коррекции судьбы “Мистерия” принимает заказ на консультацию по “И Цзин”. Используя знания магического оракула, профессиональные специалисты помогут Вам получить ответ на интересующий вопрос, представляющий ту или иную Вашу жизненную ситуацию. Записаться в предварительный список можно здесь. Цена договорная.
Благодарю, Ольга!