Гексаграмма 16 Юй первоначально означала “восторг”; сегодня она также означает “мир” и “счастье”. Восторг — это обратная сторона предыдущего гуа, Смирение. Смирение приводит людей к восторгу. Таким образом, Смирение и Восторг дополняют друг друга. Вильгельм переводит Юй как Энтузиазм; Блофельд переводит его как Покой. Даосский мастер Альфред Хуанон в своей книге придерживается первоначального значения — Восторг. Таким образом, после Смирения следует Восхищение.
Оглавление:
Название и структура
Идеограмма этого гуа — очень старая форма, состоящая из двух частей. Левая часть представляет собой идеограмму Юй, что означает раздавать или отдавать что-то. В верхней части изображены две руки, а к нижней руке подведена вертикальная прямая линия, представляющая руку. Между двумя руками находится маленький предмет. В целом это изображение акта дарения и получения.
В правой части идеограммы изображен слон. Слон стоит прямо на двух задних ногах, а его хвост касается земли. Две передние ноги подняты в воздух. Голова слона смотрит вперед, длинный хобот изогнут вверх.
В прошлом слоны водились в южной части Китая, хотя сейчас их там уже нет. На юге Китая слонов дрессировали, чтобы они помогали рабочим переносить тяжести, а на севере их дрессировали для того, чтобы они доставляли людям удовольствие и радость.
Люди исполняли своеобразный танец, известный как танец слонов, который очень нравился царю Ву. Две части идеограммы вместе означают “Восторг” — наслаждение для себя или для других.
Структура этого гуа — Гром вверху, Земля внизу. Гром представляет собой действие, а Земля — подчинение. Эти два основных гуа, стоящие вместе, символизируют действие элемента ян, за которым с наслаждением следуют все элементы инь.
В древнем Китае верили, что сила грома действует на расстоянии ста ли (китайская единица измерения длины, обозначающая треть мили), что эквивалентно владениям феодала. По этой причине в Решении сказано: “Благоприятно для установления феодалов и мобилизации толпы”. Земля — это символ множества. А создание феодалов означает получение помощи.
Последовательность Гуа
Когда урожай велик, а человек может оставаться смиренным, то обязательно произойдет вспышка восторга.
Решение
Восторг.
Благоприятно для установления феодальных отношений
и мобилизации толпы.
Комментарий к Решению
Восторг.
Фирма встречает отклик.
Его воля исполняется.
Действуя в согласии со временем и продвигаясь вперед;
Это и есть восторг.
Восторг.
Действуя в согласии со временем и продвигаясь вперед;
Оно следует путем Неба и Земли.
Насколько больше будет так.
При установлении феодалов и мобилизации толпы?
Небо и Земля движутся в соответствии со временем;
Поэтому солнце и луна не отклоняются от своих курсов,
И четыре времени года не ошибаются.
Святой человек движется в соответствии со временем и ситуацией;
Поэтому наказания и взыскания становятся справедливыми,
И люди искренне убеждены.
Воистину, велики время и значение Восторга!
Комментарий к Символу
Гром вырывается из земли,
Поднимаясь и волнуясь:
Образ восторга.
В соответствии с этим,
Древний царь сочинил музыку в честь добродетели и заслуг;
С пылким рвением он предложил ее Богу
И поделился с предками.
Яо Текст
1 | Начальная шестерка | Пение восторга: Несчастье. | Пение восторга: Воля человека приходит к концу. |
2 | Вторая шестерка | Твердый, как камень, Не только на целый день. Быть твердым и стойким: удача. | Не только на целый день. Быть стойким и прямым: удача. Это главное и правильное. |
3 | Третья шестерка | Смотрит вверх, захлебываясь от восторга: Сожаление. Промедление: Снова сожаление. | Смотрят вверх, захлебываясь от восторга, Есть сожаление. Место неподходящее. |
4 | Четвертая девятка | Причина восторга; Получено большое накопление. Не будьте подозрительны. Собирайте вокруг себя друзей, Как зажим для волос удерживает волосы вместе. | Причина восторга; Обретение великих накоплений. Воля человека достаточно смела для достижения великих целей. |
5 | Пятая шестерка | Будьте стойкими и непоколебимыми. Даже больной, сохраняй стойкость. Не умирайте. | Будьте непоколебимы и вертикальны, даже больные, Опираясь на твердую линию. Сохраняйте стойкость; не умирайте. Центральный путь предотвращает смерть. |
6 | Шестерка лучших | Темное наслаждение. Изменись: Нет вины. | Темный восторг достигает вершины. Как это может длиться долго? |
Значение
Название этого гуа — “Восторг”, но текст “Яо” не так уж и восхитителен. Цель этого гуа — объяснить принцип гармонии и восторга. Когда человек добился больших успехов и при этом остается скромным, люди будут с восторгом собираться вокруг него. Однако эта гуа не описывает ситуацию гармонии и восторга, а предостерегает от самодовольства.
Слишком легко предаться собственным удовольствиям и забыть о восторге других людей. Для князя Чжоу наслаждение было не для себя, а для всех. Главное — смирение и искренность; эти два качества приводят к гармонии. В этом истинное значение Восторга.
Образ этого гуа — Гром вверху, Земля внизу. Гром — это звук энергии ян. Так, Конфуций говорит: “Древний царь сочинил музыку в честь добродетели и заслуг; с горячим рвением он поднес ее Богу”. Когда гром гремит над землей, мириады существ питаются его энергией ян и становятся восторженными и живыми. Это время энтузиазма и восторга.
Восторженное и восхищенное настроение способствует успеху, но чрезмерный энтузиазм и слишком сильные восторги вызывают недовольство собой. А недовольство собой может привести к несчастью. По этой причине все строки этого гуа предвещают несчастье, кроме второй.
Это гуа перекликается с третьим гуа, “Начало”, началом работы царя Вэня. В “Решении царя Вэня о начале” говорится:
Начало крошечного ростка.
Возвышенное процветание и гладкость.
Благоприятно быть стойким и верным.
Не действовать легкомысленно.
Есть куда идти.
Благоприятно для установления феодальных владений.
В “Решении царя Вэня” об этом гуа говорится следующее:
Восторг.
Благоприятно для установления феодальных владык
И мобилизовать толпу.
После многих лет осторожного и упорного труда, благодаря настойчивости, король Вэнь воплотил в жизнь свое видение, которое он провозгласил в самом начале. Был создан союз феодалов, и он добился высшего успеха. Это гуа показывает, как царь Вэнь радовался своему успеху. Боевой дух народа в его царстве и среди союзников был достаточно высок, чтобы отправить карательную экспедицию против тирана Шан.
Однако герцог Чжоу рассказывает о гениальности своего отца, который не стал предпринимать необдуманных действий. Царь Вэнь понимал, что самодовольство над восторгом принесет несчастье. Вместо этого он стоял твердо, как скала, не просто целый день, а непоколебимо и прямо от начала до конца.
Он собрал вокруг себя феодалов, словно застежка, скрепляющая волосы. Он предупредил, что увлечение восторгами, вместо того чтобы сохранять трезвый ум, приведет к сожалениям. Тень восторга прошла; настало время подготовить следующий шаг в мобилизации народа для революционного курса против тирана и установления новой великодушной династии.
Хозяин гуа — это сплошная линия на четвертом месте, единственная сплошная линия в этом гуа. Она с удовольствием пребывает в нижней части верхнего гуа и реагирует на уступающую линию в нижней части нижнего гуа. Таким образом, в Комментарии к решению говорится: “Твердь встречает отклик. Ее воля исполняется”.
Толкование
1 — Начальная шестерка
Восхищение чередуется Принятием мер (51) | |
---|---|
Эта линия — иньский элемент в янском месте — неправильная. Она отвечает сплошной линии на четвертом месте. Поскольку этот элемент — единственный в этом гуа, получающий поддержку свыше, он становится безмерно гордым и перевозбужденным. Чрезмерное возбуждение и чрезмерная удовлетворенность, особенно в самом начале, принесут несчастье. |
2 — Вторая шестерка
Восхищение чередуется Облегчением (40) | |
---|---|
Эта линия — иньский элемент на втором месте; единственный, расположенный в центральном и правильном месте. В ситуации, полной восторга, большинство людей предаются мирским удовольствиям и стремятся жить день за днем. Только эта линия стоит в центре и идет по центральному пути; таким образом, в тексте говорится, что она тверда как скала, не просто на целый день, она способна оставаться справедливой и непоколебимой благодаря благоразумному размышлению, проводя четкое различие между правильным и неправильным. |
Таким образом, во время восторга человек не будет плутать, не имея четкой цели и плана своей жизни. В “Великом учении”, одной из четырех книг конфуцианской школы, говорится, что высший человек сначала успокаивает себя; затем он способен медитировать.
После того как он сможет медитировать, он сможет достичь. Здесь размышлять означает проводить четкое различие между правильным и неправильным путем благоразумного рассмотрения и стойкости. При этом человек должен сначала стать внутренне твердым как скала.
3 — Третья шестерка
Восхищение чередуется Небольшим Превосходством (62) | |
---|---|
Третья строка — это элемент инь в месте ян, ни центральном, ни правильном. Поскольку место неподходящее, человек в этом месте ожидает получить удовольствие и восторг от людей. Линия на четвертом месте, стоящая выше, является хозяином гуа. Таким образом, тот, кто находится на третьем месте, смотрит вверх, утопая в восторге. Герцог Чжоу предупреждает, что промедление в сохранении трезвого ума может привести к сожалениям. Это не реалистичная перспектива и не верный путь к получению восторга. |
4 — Четвертая девятка
Восхищение чередуется Исполнением (2) | |
---|---|
Эта линия — ведущая; она представляет позицию министра и является единственной твердой линией в этом гуа. Один на этом месте гармонирует со всеми элементами инь, особенно с тем, который находится на месте короля, пятом месте. Они близки и дополняют инь и ян. Находящийся в этом месте обретает доверие царя и становится источником наслаждения. |
Таким образом, в тексте “Яо” говорится, что в результате восторга будет получено большое накопление. Но в тексте не говорится, что обстоятельства складываются благоприятно. Вместо этого предупреждение звучит так: “Не будьте подозрительны”. Истинный источник восторга не зависит только от положения человека. Человек должен собрать вокруг себя друзей, как застежка для волос скрепляет волосы, и заботиться о других. Это и есть истинный источник наслаждения.
5 — Пятая шестерка
Восхищение чередуется Объединение (45) | |
---|---|
Эта строка расположена в высшем месте, но текст “Яо” не предполагает, что обстоятельства являются высшими. Во время восторга люди легко становятся гордыми. Гордость — одно из препятствий на пути к успеху. Как элемент инь в месте ян, эта линия слабая и хрупкая. Она склонна к чрезмерному комфорту, как в уютном гнездышке. Человек хочет быть великим, но опирается на твердую линию в четвертом месте, чувствуя угрозу. Психологически это место не является спокойным и стабильным. Поэтому автор текста советует: “Будь стойким и прямым. Даже больной, все равно упорствуй. Не умирай”. |
Здесь содержится предупреждение о том, что в ситуации чрезмерного комфорта нужно оставаться стойким и прямым, быть начеку и не поддаваться тщеславию и порывистости. Иначе смерть неминуема.
Эту строку можно интерпретировать по-разному. Текст “Яо” на китайском языке — это “чжэн цзи”. Чжэн может означать стойкость и прямоту или гадание. Цзи означает болезнь. Вильгельм переводит zheng ji как “упорно болен”, а Блофельд — как “болезнь предчувствуется”. Джеймс Легге переводит его как “хроническая жалоба”. Другой перевод ставит двоеточие между zheng и ji и переводит фразу как “Гадание: болезнь”.
Здесь пятая строка рассматривается как дальнейший этап четвертой строки. Ситуация четвертой строки такова, что в результате восторга будет получено большое накопление. “Не будь подозрительным. Собери вокруг себя друзей, как зажим для волос скрепляет волосы”.
Этот элемент, представляющий ситуацию, вытекающую из четвертой строки, должен оставаться стойким и прямым, в соответствие с тем, что советует текст. Даже будучи больным, человек должен упорно придерживаться принципа сохранения восторга.
Верхняя взаимная гуа — это Кань, или Вода. Кань также представляет болезнь. Верхняя гуа — Чжэнь, или Гром. Чжэнь представляет собой состояние жизни. Таким образом, в тексте “Яо” говорится: “Не умрет”.
6 — Шестерка лучших
Восхищение чередуется Движением вперед (35) | |
---|---|
Уступающая линия в самом верхнем месте представляет собой кульминацию Восторга. Китайская пословица гласит: “Крайняя радость порождает печаль”. Наступает темнота; наступает печаль. Восторг закончился. Как может долго длиться беспутная жизнь? Верхняя гуа, Гром, представляет собой движение. В этом месте нужно действовать, чтобы что-то изменить; тогда не будет никакой вины. Проблема этой линии заключается в том, что мы не следуем советам текста “Яо” пятой линии. Герцог Чжоу советует тому, кто находится на пятом месте, оставаться стойким и прямым. Даже будучи больным, сохраняй смирение и стремись к гармонии. Изменись; действуй. |
Иллюстрации к Толкованию
Дополнительная справочная информация
Гексаграмма 16 Юй: Ключ к истинному восхищению
Изображение:
Декламировать как:
Элемент:
Структура:
Месяц:
Хозяин Гуа:
Противоположный Гуа:
Обратный Гуа:
Взаимный Гуа:
Гром над головой, земля под ногами
Гром над землей, восторг
Дерево
Пять инь с одним ян
Третий месяц лунного года, или апрель
Четвертая девятка
Малое накопление (9)
Смирение (15)
Трудность (39)
Даосский и Цзин
Выгодно поставить правителя и мобилизовать армию.
Радость — это счастье. Что касается качеств гексаграммы, то вверху — это гром, активный, а внизу — земля, уступчивая: действуя в согласии со временем, активная и в то же время уступчивая, она поэтому называется радостью.
Эта гексаграмма представляет собой призыв ян через инь; она следует за предыдущей гексаграммой великое владение. В великом владении сила и понимание используются вместе; это путь богатства и ежедневного обновления. Чтобы богатство ежедневно обновлялось, необходимо действовать в согласии со временем; только тогда можно добиться успеха.
Если человек может соответствовать времени, то продвижение силы может быть правильным, а использование интеллекта — уместным. Процесс стрельбы не идет неправильно, мера элементов регулируется, спешка и расслабление в порядке, продвижение и отступление согласуются с соответствующей известью и мерой; достигая легкости посредством усилий, нет проблемы потери приобретенного.
На что похоже счастье гармоничного действия? В качестве образа гармоничного действия ничто не сравнится с установлением правителя и мобилизацией армии. Правитель — это лидер нации, а генерал — лидер армии. Когда правитель поставлен в соответствии с небесными сроками, то в стране царит мир; когда мобилизация армии проходит в соответствии с сердцами людей, то войска полностью укомплектованы.
Ум — это руководитель тела, подобно правителю и генералу. Как полезно поставить правителя и мобилизовать армию для гармоничных действий, так полезно исправлять ум и тренировать тело. Если человек действует в соответствии со временем, это полезно; если его действия не соответствуют времени, это не полезно. Когда это полезно, человек достигает счастья; когда это не полезно, человек несчастлив. Путь обретения счастья — это завершение гармоничных действий.
Поэтому счастье как путь — это вопрос соответствия; путь к счастью — это умение действовать в соответствии со временем. Когда человек действует в соответствии со временем, энергия ян становится экспансивной, подобно грому, выходящему из земли и с силой поднимающемуся в небо, поражая своим грохотом территорию в сотни миль, так что все демоны обращаются в бегство.
Живительный потенциал продолжает расти, и земля всегда покрыта желтыми ростками, мир расцветает золотыми цветами. Куда бы ни пошел человек, везде — Дао. Нет счастья более восхитительного, чем это.
Судьба по Книге Перемен
Значение гексаграммы | Хотя у вас нереалистичные желания, в целом, если вы будете осторожны и упорно работать, вы сможете достичь своей цели. Помните, делайте все, что в ваших силах, и приложите необходимые усилия, и вы добьетесь успеха. |
Любовь | Эта гексаграмма имеет три значения: (1) В настоящее время вы наслаждаетесь любовными отношениями. (2) Сейчас самое время подготовиться к охоте, чтобы разыскать того особенного человека. (3) Не обращая внимания, вы непременно создадите неожиданные проблемы. |
Брак | Для тех из вас, кто находится в очень преданных отношениях, при соответствующих усилиях брачные планы пройдут гладко. Если вы мужчина, будьте осторожны в своем выборе. Если у вас слишком много партнеров на выбор или вы вступите в неожиданный сексуальный контакт не с тем человеком, это может закончиться ошибкой. |
Семья | Найдите время, чтобы позаботиться друг о друге. Если вы мужчина, будьте осторожны в создании внезапных изменений и принятии решений, которые могут повлиять на ваши отношения. |
Комментарий
Услуги
Центр прогнозирования и коррекции судьбы “Мистерия” принимает заказ на консультацию по “И Цзин”. Используя знания магического оракула, профессиональные специалисты помогут Вам получить ответ на интересующий вопрос, представляющий ту или иную Вашу жизненную ситуацию. Записаться в предварительный список можно здесь. Цена договорная.
Благодарю, Ольга, за позитив! Порадовали:)
Благодарю, Александра!