Гексаграмма 18 Гу в буквальном смысле означает червь, особенно паразит в кишечнике. Ричард Вильгельм переводит Гу как “Работа над тем, что было испорчено”; Джон Блофельд переводит его как “Разложение”. В других переводах используются слова “яд”, “разрушение” или “порча”. В книге даосского мастера Альфреда Хуанона Гу переведено как “Исправление”. Таким образом, “Устранение” происходит после “Следования”.
Оглавление:
Название и структура
Устранение — это обратная сторона предыдущего гуа, “Следование”. Согласно опыту древних мудрецов, тот, кто дружелюбно следует за другими, может оказаться склонным плыть по течению зла и деградировать. В этом случае следует перевернуть новый лист и начать все с чистого листа. Таким образом, в “И Цзин” “Следование” и “Исправление” расположены как обратная пара, поскольку они дополняют друг друга.
На пиктограмме Гу изображены три червя в контейнере. Это указывает на то, что в контейнере, который долгое время не использовался, растут и развиваются черви, символизируя ситуацию разрушения и упадка и необходимость исправления и нововведений.
Структура гуа — Гора вверху, Ветер внизу. Гора представляет младшего сына; это ян-гуа. Ветер представляет старшую дочь; это инь-гуа. Атрибут Гора — это остановка; атрибут Ветер — это следование. Гора над Ветром представляет картину, в которой инь-гуа готова следовать, но ян-гуа стоит на месте.
Таким образом, инь-гуа не может двигаться вперед. Более того, уступающие линии обоих гуа лежат под сплошными линиями, символизируя иньские элементы, сдерживаемые янскими элементами и не способные ничего сделать, подобно заброшенным, неиспользуемым емкостям, в которых развиваются черви. Эта ситуация требует исправления.
Хотя Гу вместе с идеограммой не указывает напрямую на то, что его значение — исправление, учитывая Последовательность гуа и “Решение” царя Вэня, уместно перевести Гу как “Исправление”. В “Решении” царя Вэня говорится: “Возвышенное процветание и гладкость. Благоприятен для пересечения великих рек”.
Если Гу — это “упадок”, “яд”, “разрушение” или “коррупция”, то как гуа может заслужить самые благоприятные названия “процветание и гладкость” и быть благоприятным для пересечения великих рек?
В “Комментарии к решению” Конфуция говорится: “Мир будет упорядочен в хорошем порядке. Это благоприятно для пересечения великих рек. Пришло время идти вперед и что-то делать. … Это указывает на то, что за каждым концом следует новое начало. Таков ход Небес”.
Очевидно, что Гу несет в себе смысл перевернуть новый лист и начать все с чистого листа. Исходя из этого, я принимаю “Исправление” в качестве названия этого гуа.
Последовательность Гуа
Если следовать за другими с удовольствием и восторгом, обязательно что-то произойдет.
Решение
Исправление.
Возвышенное процветание и гладкость.
Благоприятно для пересечения больших рек.
До начала — три дня.
После начала — три дня.
Комментарий к Решению
Исправление.
Твердый — вверху, уступчивый — внизу.
Мягкое и неподвижное.
Это и есть Исправление.
Исправление.
Возвышенное процветание и гладкость.
Мир будет отрегулирован в хорошем порядке.
Благоприятно пересекать большие реки.
Пришло время двигаться вперед и что-то делать.
До начала — три дня.
После начала — три дня.
Это указывает на то, что за каждым завершением следует новое начало.
Таков путь Небес.
Комментарий к Символу
Ветер дует у подножия горы.
Образ разлагающегося и восстанавливающегося.
В соответствии с этим,
Превосходящий человек мобилизует людей
И взращивает их добродетель.
Яо Текст
1 | Начальная шестерка | Средство для отца Это сын. Покойный отец: никакой вины. Неприятности Заканчивается удачей. | Исправление последствий для отца. Выполняет волю отца. |
2 | Вторая девятка | Средство для матери. Не следует быть стойким. | Исправление для матери. Находит срединный путь. |
3 | Третья девятка | Исправление последствий для отца. Есть небольшое сожаление. Большой вины нет. | Исправление для отца. Нет вины. |
4 | Четвертая шестерка | С легкостью, средство для отца. Продвигаясь вперед, Появляется унижение. | С легкостью, исправление для отца. Продвигаясь вперед, он не добьется успеха. |
5 | Пятая шестерка | Средство для отца Приобретает хорошую репутацию. | Исправление для отца Завоевание хорошей репутации. Он преуспевает и проявляет добродетель. |
6 | Девятка лучших | Не служит царям и владыкам; высоко возносит свое стремление. | Не служа царям и владыкам, Он заботится о своем возвышенном духе. |
Значение
Гуа демонстрирует правильное отношение к исправлению сложной ситуации. Древние мудрецы считали, что какой бы сложной ни была ситуация, всегда можно найти выход из нее. Отношение того, кто занимается этим вопросом, жизненно важно. Прежде чем начать, он должен всесторонне спланировать, а закончив, глубоко обдумать. Во время действия он не должен действовать с излишней поспешностью или продолжать идти по накатанной колее, довольствуясь временным успехом. Иначе потом придется сожалеть.
Название гуа “Исправление” означает разрушенную и пришедшую в упадок ситуацию, вызванную предшественниками, которая нуждается в исправлении. Так, в тексте “Яо” в пяти из шести строк упоминаются отец или мать, символизирующие предшественников. Хозяином гуа является уступающая линия на пятом месте. Хотя эта линия уступает, она находится на высшем месте и получает поддержку твердой линии на втором месте. Таким образом, она приобретает хорошую репутацию.
Это гуа говорит нам о том, что царь Вэнь знал, что династия Шан была разрушена и пришла в упадок. Он считал, что свержение династии Шан является выходом из разрушенной и упадочной ситуации. Он провозгласил, что это средство принесет народу прогресс и успех. Но прежде чем начать, средство должно быть полностью спланировано, а после завершения — полностью обдумано.
Царь Вэнь считал, что, приняв власть над пришедшей в упадок династией Шан, он должен унаследовать долг заботы о народе, дарованный Небом. Он считал предков династии Шан своими праотцами. Поэтому после того, как царь У сверг тирана, он сразу же преподнес подношения царю Тан, родоначальнику династии Шан, как своему предку.
Герцог Чжоу записал, что умерший предок (отец) может быть свободен от вины, а для исправления того, что случилось с подчиненными династии Шан (матери), не следует быть слишком суровым. Царь У приобрел хорошую репутацию. Он не пошел по стопам царей и владык, деля сокровища и военные трофеи, а поставил перед собой более высокую цель — создать великодушную империю.
Толкование
1 — Начальная шестерка
Исправление чередуется Великим Накоплением (26) | |
---|---|
Итог — начало разорения и упадка. Ситуация несерьезная. Герцог Чжоу использовал образ сына, который занимается исправлением того, что случилось с его отцом. Сын способен, поэтому отец может быть освобожден от вины. Если ситуация опасна, то средством должен быть упорный труд. Тогда конец будет хорошим. |
Смысл этой строки в том, что при исправлении неблагоприятной ситуации не следует относиться к ней легко и действовать беспечно.
2 — Вторая девятка
Исправление чередуется Сохранением неподвижности (52) | |
---|---|
Элемент ян на втором месте является центральным. Он представляет способного сына, что соответствует элементу инь на пятом месте. Поскольку пятая линия — элемент инь, используется образ любящей матери. Как способный сын с твердым характером, но уступчивый, он способен, занимаясь устранением последствий того, что случилось с любящей матерью, быть внимательным и не причинять вреда. Нижняя гуа — это Ветер. |
Поэтому в тексте “Яо” говорится: “Не следует быть стойким”. Он должен придерживаться принципа срединного пути. Все, что выходит за рамки срединного пути, причинит боль любящей матери. Смысл этой строки в том, что при исправлении чего-то произошедшего винить прошлое бесполезно. Следует придерживаться принципа золотой середины, идти по срединному пути и смотреть в будущее.
3 — Третья девятка
Исправление чередуется Детством (4) | |
---|---|
Третья линия твердая. Это ян-элемент в ян-месте и за пределами центрального места, что указывает на слишком сильный характер. С таким характером, занимаясь исправлением того, что случилось с отцом, будет трудно избежать импульсивности. Возникнет сожаление. Поскольку элемент ян находится в верхней части нижнего гуа, ветра, и его место правильно, человек, находящийся в этом месте, будет благосклонен к своему отцу. Будет небольшое сожаление, но без большой вины. |
4 — Четвертая шестерка
Исправление чередуется Жертвенником (50) | |
---|---|
Четвертая строка — это иньский элемент в иньском месте, указывающий на то, что характер того, кто находится на этом месте, слабый, не способный решать важные вопросы. Чтобы разобраться с тем, что случилось с его предшественником, этот персонаж может медлить. Он слишком щедр; если он будет продолжать в том же духе, то не добьется успеха и в конце концов принесет сожаление. |
Смысл этой строки в том, что при применении лекарства нужно лечить причину, а не бороться с симптомом.
5 — Пятая шестерка
Исправление чередуется Смиренным поведением (57) | |
---|---|
Элемент инь на пятом месте обозначает мягкий и щедрый характер. Этот элемент находится в центральном месте верхнего гуа, высшем месте, отвечающем элементу ян на втором месте, который представляет сына. Все эти условия показывают, что он находится в благоприятной ситуации и получает поддержку от своего способного сына. В древние времена царь Тай-цзя из династии Инь и царь Чэн из династии Чжоу, сын царя У, были слишком мягкими и великодушными, но они искренне принимали помощь своих способных премьер-министров. В результате оба они имели хорошую репутацию, умело управляя страной и обеспечивая людям мир и безопасность. |
Смысл этой строки в том, что для исправления ситуации необходимо заручиться поддержкой способных и добродетельных людей.
6 — Девятка лучших
Исправление чередуется Ростом вверх (46) | |
---|---|
Самая верхняя линия обычно изображает отрешенного отшельника, обладающего большой мудростью. Она иллюстрирует глубокую древнекитайскую мудрость, которая заключается в том, что человек уходит на покой после достижения большого успеха. Не каждому это удается. На протяжении долгой истории Китая лишь немногие мудрецы были способны осуществить это. |
Так, Конфуций говорит: “Не служа царям и владыкам, он заботится о своем возвышенном духе”. Эта цитата широко использовалась даосскими отшельниками.
Иллюстрации к Толкованию
Дополнительная справочная информация
Гексаграмма 18 Гу: Секреты личных трансформаций
Изображение:
Декламировать как:
Элемент:
Структура:
Месяц:
Хозяин Гуа:
Противоположный Гуа:
Обратный Гуа:
Взаимный Гуа:
Гора вверху, ветер внизу
Гора над ветром, Исправление
Земля
Три инь с тремя ян
Третий месяц лунного года, или апрель
Пятая шестрека
Следование (17)
Следование (17)
Невеста (54)
Даосский И Цзин
Коррекция дегенерации имеет большое значение для развития. Благоприятно пересекать великие реки. Три дня до старта, три дня после старта.
Дегенерация означает ухудшение состояния. Что касается качеств гексаграммы, то вверху изображена Гора, останавливающая, а внизу — Ветер, пронизывающий: это символизирует входящую инь и выплескивающуюся из нее ян. Кроме того, ветер находится внутри остановки, символизируя остановку инь, чтобы она не продвигалась вверх; это включает в себя значение исправления дегенерации.
Эта гексаграмма представляет собой отказ от ложного и возвращение к истинному; она следует за предыдущей гексаграммой радость. Радость — это гармоничное действие, соответствующее времени и истине, не совершающее ничего неподобающего, чтобы не допустить вырождения действия. Когда люди только рождаются, они абсолютно добры, в них нет зла, они едины с природным принципом.
Изначально нет ничего, что нужно культивировать, ничего, что нужно реализовывать; поскольку нет никаких недостатков, нечего исправлять. Но когда им исполняется шестнадцать лет, ян достигает пика, порождая инь; в результате развития привычек они становятся отчужденными от того, что близко по природе. Это подобно одному инь ветра, возникающему под двумя ян; по мере продвижения негативной энергии первоначальное существо деградирует.
Однако, прежде чем небесное Дао обретет инь, оно не может стать ян; прежде чем человеческие дела обретут вырождение, они не могут быть исправлены. Вот почему путь исправления вырождения является ценным. Путь исправления вырождения подобен тому, как один ян горы останавливается на вершине двух инь, не пострадавших от негативных влияний.
Использование этого одного ян для возвращения к корню и возвращения к жизни — это изучение работы над основой. Когда фундаментальное установлено, развивается путь. Когда вы восстанавливаете свой потенциал, он как будто всегда был там; это и есть достижение великого развития в вырождении.
Великое развитие заключается не в вырождении, а в исправлении вырождения. Путь к исправлению вырождения лежит не в пустом спокойствии без действий; необходимо работать посреди больших опасностей и трудностей, действовать в бассейне дракона и в логове тигра. Только в Дао можно восстановить свое изначальное существо, культивируя его в нечто нерушимое.
Вот почему вырождение является развитием, а пересечение великих рек — благотворным Великие реки наиболее опасны и трудны для пересечения; если великие реки пересекаются с пользой и без вреда, то места с малой или нулевой опасностью не могут причинить вреда.
Однако преимущество переправы через великие реки связано с действиями и процессом, от которых нельзя допускать никаких отклонений. “Три дня до старта, три дня после старта” — вот секрет активного процесса. Инь и ян в людях подобны убывающей и растущей луне. В первые три ночи после появления луны свет ян появляется на Юго-западе. Это представлено триграммой Гром. В ночь на пятнадцатое луна появляется на востоке. Это представлено триграммой “небеса”.
На тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый свет становится круглым; это “за три дня до старта”. Шестнадцатого, семнадцатого и восемнадцатого числа свет начинает меркнуть; это “через три дня после старта”. Когда энергия ян у людей чиста, это “три дня до старта”. Как только их энергия инь возникает, это происходит “через три дня после начала”.
“До старта” — это ян, “после старта” — инь. Это граница изначальных и временных инь и ян. Люди, практикующие Дао, должны четко знать, являются ли вещи дегенеративными или нет. Все это находится на границе “до старта” и “после старта”. Когда энергия ян вот-вот станет чистой, отгоните инь, чтобы сохранить ян; после того, как энергия инь возникла, оттолкните инь, чтобы восстановить ян.
Если вы отгоняете энергию инь до того, как она возникнет, и отталкиваете энергию инь после того, как она возникнет, тогда энергия ян, которая не выродилась, может быть сохранена, а та, которая выродилась, может быть восстановлена. Это настоящая наука о работе над фундаментальным, избавлении от лжи и возвращении к реальности. Правильность неизменно способствует развитию, развитие неизменно приносит пользу.
Таким образом, путь исправления дегенерации, работа над фундаментальным — это всего лишь вопрос пребывания в высшем благе путем сочетания инь и ян. Если человек не достиг царства высшего блага, даже если нет великого вырождения, трудно избежать незначительной дегенерации.
Таким образом, великое развитие, основанное на вырождении, становится успешным благодаря пересечению великих рек. Когда с пользой пересекаются великие реки, человек переходит от стремления к не стремлению: сущность и жизнь осознаются, и человек физически и ментально возвышается: сливаясь с Дао в реальность, он становится вечно неразрушимым, и путь исправления дегенерации завершен.
Судьба по Книге Перемен
Значение гексаграммы | Ваша удача достигла дна, и очень трудно вернуть ее обратно. Вам нужно набраться смелости, чтобы улучшить свое внутреннее и внешнее “я”. Выясните причину такого морального разложения и изобретите себя заново. Тогда вы сможете изменить свою удачу. |
Любовь | Это очень сложные отношения. Существует много внутренних неурядиц и слишком много страданий. Нужно использовать логику и оставить все как есть. От этого любовного романа не будет благоприятных результатов. |
Брак | Существует много препятствий и слишком много стресса; даже вещи кажутся беспорядочными. Даже при том, что может показаться, что пришло время обсудить возможность вступления в брак, вероятность успеха очень мала. Эти отношения полны конфликтов. |
Семья | Вам нужно провести тщательную оценку вашего брака. Эта гексаграмма показывает, что ваши отношения пришли в беспорядок. Начиная с самого начала, вам нужно переработать все аспекты этого брака; в противном случае вы встанете на путь расставания. |
Аудиотекст “Исправление порчи”
Услуги
Центр прогнозирования и коррекции судьбы “Мистерия” принимает заказ на консультацию по “И Цзин”. Используя знания магического оракула, профессиональные специалисты помогут Вам получить ответ на интересующий вопрос, представляющий ту или иную Вашу жизненную ситуацию. Записаться в предварительный список можно здесь. Цена договорная.
Благодарю, Александра!
Благодарю, Ольга! Очень приятно.