Гексаграмма 4 Мэн в тексте Ричарда Вильгельма переводится как “Юношеская глупость”. Джон Блофельд переводит ее как “Незрелость”. В книге даосского мастера Альфреда Хуанона используется термин “Детство”. Таким образом, после “Начала” начинается “Детство”.
Оглавление:
Гексаграмма 4. Китайская Книга Перемен
Гексаграмма 4 Мэн — это обратная сторона предыдущего гуа, Чжунь, “Начало”. Они находятся в обратном положении, но дополняют друг друга. Мэн имеет разные значения.
Первоначально это было название вьющегося растения, известного как повилика, которое легко растет и распространяется повсюду. Древние видели, как повилика растет и распространяется на крышах хижин, и поэтому создали идеограмму Мэн, чтобы показать травы на крыше дома. Позднее Мэн стало означать “покрытие”, потому что повилика растет и покрывает крыши повсюду.
Название и структура
К тому времени, когда король Вэнь написал “Решение”, значение слова Мэн было расширено и включало мудрость. Древние китайцы верили, что природа ребенка подобна необработанному нефриту; его блеск скрыт. В то время необразованного ребенка звали “тун мэн”. Тун означает ребенок, а “тун мэн” указывает на то, что мудрость ребенка скрыта или еще не раскрыта. Воспитывать ребенка звали ци мэн.
Буквально “ци мэн” означает “приподнять крышку” или раскрыть то, что скрыто. По этой причине в древние времена место, где ребенок мог начать свое образование, называлось Мэн-Холл. Таким образом, Мэн символизирует невежество, невинность или ребенка, потому что мудрость еще не раскрыта.
Темы Мэн высоко ценятся в китайской культуре — прослеживание начала жизни, раскрытие скрытой гениальности ребенка. Образ Мэн — вода под горой Вода, стекающая с горы, становится родником, чистым и прозрачным, символизирующим чистоту невинного детского разума. После того как родник вытекает из горы, он со временем накапливает осадок. Наблюдая за этим явлением, древние поняли, что невежественные люди должны быть образованы и просвещены.
Последовательность Гуа
Чжунь обозначает то, что только что родилось.
То, что только что родилось, находится в детстве.
Таким образом, после Начала следует Детство.
Решение
Детство.
Процветающее и гладкое.
Не я ищу невежд,
Невежды ищут меня.
При первом гадании я даю свет.
Повторять снова — презрение.
Будучи презрительным, я больше не даю наставлений.
Благоприятно быть стойким и прямым.
Комментарий к Решению
Непросвещенный невежда.
У подножия горы лежит трудность;
Трудности заставляют его стоять на месте.
Это поведение невежды.
Невежда может быть благополучным и спокойным.
Если он действует в соответствии с надлежащим временем
и следует принципу центрального пути.
Не я ищу невежду.
Невежда ищет меня.
Его воля отвечает на мою.
При первом гадании я даю свет.
Он был тверд и занимал центральное положение.
Повторять снова — значит презирать.
Презрительное отношение — больше никаких наставлений.
Проявление презрения приводит к невежеству.
Раскрыть скрытое — значит питать правильную природу.
Это святая задача.
Комментарий к Символу
Родник вытекает из горы.
Символ непросвещенного невежды.
В соответствии с этим,
Высший человек прилагает все усилия
чтобы культивировать добродетель решительными поступками.
Яо Текст
1 | Начальная шестерка | Просвещать невежд. Благоприятно подавать примеры. Работать в оковах, Продолжение: унижение. | Благоприятно подавать примеры, Это установление нормы. |
2 | Вторая девятка | Быть великодушным к невежде: Удача. Взять девицу в жены: Удача. Сын способен содержать семью. | Сын способен содержать семью, Фирма и урожайность взаимодействуют. |
3 | Третья шестерка | Не занимайтесь похищением этой женщины. Поймать взгляд красивого мужчины, потерять себя. Ничего благоприятного. | Не принимайте эту женщину. Ее поведение не является благоразумным. |
4 | Четвертая шестерка | Заточение невежды: Унижение. | Унижение от заточения невежды Вдали от прочного. |
5 | Пятая шестерка | Невежды просвещаются. Удача. | Удача для просветленных. Она соответствует смирению. |
6 | Девятка лучших | Наказывать невежд. Неблагоприятно относиться как к врагу. Благоприятно предотвращать дальнейшие беды. | Предотвращение дальнейших бед. Верхний и нижний хорошо сочетаются. |
Значение
Образ гуа — это источник, вытекающий из горы и превращающийся в журчащий ручей. Затем ручей превращается в великую реку, питающую мириады существ. Однако когда река течет по земле, она становится грязной. В этом гуа этот образ используется для объяснения важности просвещения и обучения невежественных, пока они находятся на стадии младенчества.
Хозяин гуа — элемент ян на втором месте. Он является центральным и твердым, способным почитать учителя и, следовательно, учить других. Элемент инь на пятом месте отвечает этому элементу ян. Для объяснения гуа используются две аналогии. Одна из них связана с образованием, другая — с браком. Элемент ян на втором месте — это твердая линия в центральном месте нижнего гуа.
В “И Цзин” нижнее гуа занимает положение, уступающее верхнему гуа. Здесь элемент ян на втором месте играет важную роль. Он представляет учителя, который просвещает и обучает невежд. Поскольку это твердая линия в нижнем гуа, она символизирует качество великодушия. Вокруг нее расположены четыре уступающие линии: одна внизу и три вверху. Символически эти уступающие линии представляют собой невежд, которые должны быть просвещены.
Китайцы считали, что каждый невежественный человек индивидуален. Согласно древней китайской традиции, их следует учить в соответствии с их способностями. Непросвещенные должны быть смиренными и набожными и сделать первый шаг к просветлению. Другими словами, они должны быть готовы и желать принять образование. С другой стороны, тот, кто выступает в роли источника просветления, также должен быть терпеливым и снисходительным.
Образ этого гуа — Гора над Водой. В “И Цзин” Гора символизирует семью, а Вода — среднего сына. Четыре линии инь вокруг линии ян можно рассматривать как четырех женщин, приближающихся к мужчине и намеревающихся выйти за него замуж. Твердая линия на втором месте — это элемент ян, мужчина. Уступающая линия на пятом месте — это элемент инь, женщина. Они отвечают друг другу, потому что оба находятся в центральном месте и являются инь и ян, идеальная пара.
Царь Вэнь организовал это гуа как продолжение предыдущего. Предыдущее гуа касалось создания феодалов; это был вопрос внешних дел. Это гуа предназначалось для воспитания собственного народа; оно имело отношение к внутренним делам. Царь Вэнь понимал важность образования для отмены старой системы и создания новой. Его политика заключалась в том, чтобы начать с тех, кто был смиренным и набожным и готов был принять образование. В древнем Китае гадание было частью социальной структуры, объединявшей людей. С помощью гадания царь обнародовал указы. Принимая наставления старейшины, человек должен быть так же благочестив, как и при принятии наставлений гадания.
В “Тексте Яо” герцог Чжоу дает конкретные социальные советы; например, образование должно использоваться для того, чтобы направить невежественных людей на правильный путь. Наказания не должны применяться. Следует установить нормы правильного поведения. Важно проявлять милосердие к послушным племенам меньшинств и обучать их тому, как создавать гармоничные семьи и помогать их потомкам поддерживать свои семьи. Лучше не заключать союзы с полусерьезными племенами, потому что они не готовы. А изолированным племенам меньшинств необходимо помочь вступить в контакт с другими людьми.
Толкование
1 — Начальная шестерка
Детство чередуется Уменьшением (41) | |
---|---|
Элемент инь в нижнем месте находится в месте ян, символизируя начальную стадию просветления того, кто невежественен. Просветление лечит неправильность. Важно и полезно начинать с самого начала. Исправление должно быть серьезным, но не суровым; цель — направить невежду на правильный путь. Исправление не должно использовать наказание как кандалы, ограничивающие нормальное развитие невежды, оно призвано установить норму. Наказание приведет к сожалениям и печали. |
Согласно конфуцианским школам, лучшее нравственное воспитание достигается через подачу примера. Конфуций во все века был назван учителем образцовой добродетели. Он выступал за “воспитание без слов”, считая, что самое сильное влияние на учителей, руководителей и родителей оказывают их собственные слова, поступки и благоразумие.
2 — Вторая девятка
Детство чередуется Разорением (23) | |
---|---|
Сплошная линия на втором месте — это элемент ян в месте инь — твердый, сильный, центральный. Это единственный твердый элемент в нижнем гуа, который отвечает за просвещение и воспитание всех иньских элементов в гуа. Однако в этом гуа есть несколько иньских элементов, и каждый из них обладает различными способностями. Тот, кто находится в этом месте, должен быть великодушным. Центральное место диктует, что потенциал быть великодушным есть. Есть хорошая удача. С другой стороны, твердая линия на втором месте отвечает уступчивой линии на пятом месте. Это взаимодополняющие инь и ян, подходящие для того, чтобы быть мужем и женой. Если муж будет добр и нежен с женой, то будет сопутствовать удача. |
Если применить гуа к семье, то элемент ян на втором месте представляет сына; элемент инь на пятом месте — отца. Отец на пятом месте слаб (элемент инь); он не в состоянии нести бремя семьи. Однако сын силен, тверд и великодушен. Он способен создать дом, в котором семья процветает. Смысл этой строки в том, что общение с разными людьми или ситуациями требует разных способов реагирования.
3 — Третья шестерка
Детство чередуется Исправлением (18) | |
---|---|
Инь-элемент на третьем месте находится в ян-месте, ни центральном, ни правильном. Он совпадает с ян-элементом на вершине, что указывает на возможный брак. Этот элемент инь также притягивается к элементу ян на втором месте — они гораздо ближе друг к другу. Как только женщина на этом месте замечает красивого мужчину на вершине, она теряет себя. Текст указывает на то, что ей следует быть осмотрительной в выборе. Не следует менять свое мнение, как только увидит что-то новое. Здесь текст Яо использует брак, чтобы объяснить важность правильного отношения к различным людям или ситуациям. Верхний гуа, Гора, также символизирует золото и мужа и представляет младшего сына. |
В китайском тексте сказано буквально следующее: “Не занимайся этой женщиной, поймав взгляд золотого мужчины. Потеряет себя”. Большинство английских версий переводят “golden man” как “богатый человек”. Но согласно Книге Песен, одной из пяти классических конфуцианских книг, “золотой мужчина” означает “красивый мужчина”. Книга Песен была самым ранним в Китае собранием народных песен, большинство из которых относится к династии Чжоу.
4 — Четвертая шестерка
Детство чередуется Еще не исполнившимся (64) | |
---|---|
В тексте Яо сказано: “Заточение невежды: унижение”. Ян-элемент на втором месте окружен двумя инь-элементами, один выше, другой ниже. Эта четвертая линия — инь-элемент на инь-месте, правильном, но не центральном. Она соотносится с инь-элементом внизу, но они не реагируют друг на друга. Они оба инь, поэтому помощи не будет. Элемент ян на втором месте просит эту линию помочь, но она недостаточно близка. На вершине есть еще один ян-элемент, к сожалению, он на пенсии. У него нет намерения помогать. Один на этом месте полностью изолирован, окружен инь-элементами. У него нет ни учителя, ни друзей. Он подавлен невежеством и страдает от унижения. |
В комментарии Конфуция к тексту Яо говорится: “Унижение в том, что невежда находится далеко от истины». “Сплошная” относится к сплошной линии на втором месте. “Твердый” в китайском языке также может означать “реальность”. В этом смысле изоляция вызвана либо отсечением себя от людей, либо потерей связи с реальностью.
5 — Пятая шестерка
Детство чередуется Рассеиванием (59) | |
---|---|
Элемент инь на пятом месте является центральным и находится на высшем месте. Он близок к элементу ян на вершине и отвечает элементу ян на втором месте. В этой ситуации человек может получить помощь сверху и снизу. Это благоприятное состояние для того, кому предстоят перемены. После того как эта линия переместится и сменится сплошной линией, тогда приближенное гуа будет “Ветер над водой, рассеивающийся” (59). Тогда Ветер и Дождь будут гармонично работать вместе, что приведет к благоприятной погоде и удаче. |
В комментарии Конфуция к тексту Яо говорится: “Удача для просветленных. Она соответствует смирению”. В “И Цзин” Сунь — это китайский иероглиф, обозначающий ветер. После перехода этой строки верхнее гуа, Гора, сменяется Ветром. В “И Цзин” иероглиф Сунь также представляет смирение.
6 — Девятка лучших
Детство чередуется Множеством (7) | |
---|---|
Элемент ян находится на самом верху. В этом месте человек доходит до крайности и становится своевольным и самоуверенным. Невежественный человек слишком тверд и вспыльчив. Верхняя гуа — это Гора. В “И Цзин” иероглиф Гора также обозначает руки; таким образом, герцог Чжоу говорит о наказании непросвещенного ребенка. Древний способ исправления ребенка редко прибегал к наказанию. Только когда не было альтернативы, применялось наказание. Это гуа предупреждает, что не следует относиться к невежественному человеку как к врагу. Цель наказания — предотвратить дальнейшие беды. В этом гуа излагается способ исправления ошибок. Отношение должно быть твердым, но средства должны быть мягкими. Даже наказание должно содержать мягкость внутри и выражать твердость снаружи. |
В комментарии сказано: “Предотвращение дальнейших бед. Верхние и нижние хорошо сочетаются”. Верхний — это учитель, нижний — ученик. Ученик должен быть смиренным и открытым, а учитель должен быть терпеливым и прощающим. Тогда верхние и нижние, учитель и ученик, будут действовать хорошо.
Иллюстрации к Толкованию
Дополнительная справочная информация
Гексаграмма 4: Детство — раскрытие секретов человека
Изображение:
Декламировать как:
Элемент:
Структура:
Месяц:
Хозяин Гуа:
Противоположный Гуа:
Обратный Гуа:
Взаимный Гуа:
Гора вверху, Вода внизу
Ручей вытекает из горы, детство
Земля
Два ян с четырьмя инь
Первый месяц лунного года, или февраль
Вторая девятка
Упразднение старого (49)
Начало (3)
Поворот назад (24)
Даосский И Цзин
Тьма означает неясность и непознанность. В теле гексаграммы гора находится вверху, где два инь продвигаются под одним ян; вода находится внизу, где один ян упал между двумя инь. В обоих случаях инь ранит ян, поэтому они называются тьмой. Что касается качеств гексаграммы, то опасность находится внутри неподвижности; есть опасность, но есть способность остановиться — это включает в себя значение остановки тьмы.
Эта гексаграмма представляет собой начало операции по сближению инь. Гексаграмма следует за предыдущей гексаграммой земля. Земля означает движение по пути подчинения и восприимчивости; проведение конвергенции инь означает возвращение непокорного инь к подчинению.
После того как первозданный ян в людях достигает кульминации, возникает обусловленный инь; изначальный дух затемняется, и дискриминационное сознание творит свои дела. Человек отбрасывает истинное и распознает ложное, ошибочно использует интеллект, порождая всевозможные хитрости; хотя снаружи есть свет, внутри на самом деле темно. Вот откуда берется тьма.
Как только вы вошли во тьму, сущность нарушается и жизнь дестабилизируется; за один день вы рождаетесь тысячу раз и умираете десять тысяч раз, не зная, как остановиться. Это самое опасное.
Если вы знаете, что существует опасность, и способны уклониться от нее, заглушая интеллект, оставаясь как бы невежественным и немым, то хотя внешне вы не обладаете знанием, внутренне вы действительно обладаете знанием. Из ложной тьмы вы возвращаетесь в истинную тьму. Таким образом, во тьме парадоксальным образом находится путь развития.
Лучшее развитие тьмы — это невинность. Тьма невинности бессознательно следует законам Бога, спокойная и невозмутимая, но чувствительная и эффективная. Все действия вытекают из фундаментальной сущности. Это достойный статус мудреца, аспект небесного человека.
Тот, кто идет по пути тьмы, должен вернуться к тьме невинности; только тогда это тьма, которая возвращается к истоку. Однако эта тьма возвращения к истоку не является вопросом поиска наивной невинности — это наивная невинность ищет себя. Не искать невинность в себе означает, что она не возникает в результате формальных усилий и не привязана к формам. Невинность, ищущая себя, означает, что она приходит естественно и не падает в пустоту.
Не цепляясь за формы, не впадая в пустоту, не материальное, не пустое, поскольку это не вопрос поиска настоящего, не исключается и искусственное. Всегда спокойный, но всегда отзывчивый, всегда отзывчивый, но всегда спокойный, это не тьма, но напоминает тьму; это тьма, но на самом деле не тьма. Внешние вещи не могут проникнуть внутрь; внутри не могут возникнуть мысли. Человек не ищет реальности, но реальность здесь.
Но у этого пути, который не является ни формой, ни пустотой, есть два метода: взращивание тьмы и открытие тьмы, которые следует знать. Когда инь и ян смешаны, и природная реальность еще не травмирована, и внешние влияния еще не проникли, тьма принадлежит реальности. Она подобна первому предзнаменованию, когда еще не разделились тысячелистники, уверенно дающие направление вначале.
Нужно быть открытым, спокойным, искренним и серьезным, тем самым идя по пути сопротивления. Как только инь и ян разделились, возникает недостаток естественной реальности, вкрадываются внешние влияния, и тьма превращается в ложь. Это подобно тому, как если палочки тысячелистника перепутать после двух-трех авгуров; не дождавшись их указаний, можно изменить расположение, идя по пути стремления.
Путь непротивления питает тьму реальности; путь стремления преобразует тьму лжи. Воспитание реальности, преобразование ложности, стремление и равнодушие должны использоваться в зависимости от времени и ситуации, по мере необходимости. Можно оттолкнуться от стремления и прийти к равнодушию, а можно преуспеть в стремлении через равнодушие.
В обоих случаях конечным достижением является использование высшего добра, без зла, полностью интегрированного с природным принципом, чтобы вернуться к истокам, вернуться к основополагающему и вернуться к невинности. Те, кто идет по пути тьмы, должны делать это правильным образом.
Судьба по Книге Перемен
Значение гексаграммы | Гексаграмма Мэн символизирует, что ваша нынешняя удача запутана и неопределенна. Вокруг вас сейчас только тьма. Любые действия сейчас не принесут пользы. |
Любовь | Вам не хватает глубокого уровня понимания друг друга. Будьте терпеливы и дайте время на развитие этих отношений. За время, пока вы узнаете друг друга лучше, вы сможете определить, стоит ли продолжать отношения или нет. |
Брак | Если вы хотите выйти замуж, шансы умереть очень малы. |
Семья | Вам обоим не хватает доверия и понимания. Это порождает недовольство друг другом. Следует обратиться за советом к старшему по возрасту человеку или попытаться открыться, чтобы улучшить ваше общение. Подождите, пока удача не улучшится, и только потом принимайте решение. Это позволит избежать неправильных действий и возможных потерь. |
Аудиотекст “Мужик и волшебная бутылка”
Услуги
Центр прогнозирования и коррекции судьбы “Мистерия” принимает заказ на консультацию по “И Цзин”. Используя знания магического оракула, профессиональные специалисты помогут Вам получить ответ на интересующий вопрос, представляющий ту или иную Вашу жизненную ситуацию. Записаться в предварительный список можно здесь. Цена договорная.
Благодарю, Александра, за комментарий! Рада, что информация оказалась для вас полезной!