Гексаграмма 24 является обратным предыдущему гуа — Бо (Падение). Падение в сторону и поворот назад дополняют друг друга, отражая идею движения вперед и начала нового пути. Вильгельм переводит Бo как “Раскалывающийся на части”, а Фу как “Возвращение” (точка поворота). Джон Блофельд переводит Бo как “Отслаивающийся”, а Фу как “Возврат”. В книге даосского мастера Альфреда Хуанона гуа принимает название “Поворот назад”.
Оглавление:
Название и структура
Фу играет важную роль в “И Цзин”. Это один из двенадцати приливных гуа, используемых для космологического объяснения смены времен года — круговорота и начала нового. Он представляет собой одиннадцатый месяц китайского лунного календаря, или декабрь. Согласно “И Цзин”, “Когда ян поворачивает назад, это Фу”. Эта предпосылка заложена в структуре гуа. Когда сплошная линия в верхней части “Падения вдаль” сменяется уступающей линией, “Падение вдаль” становится “Ответом” (2), чистым инь.
Реакция представляет собой десятый месяц китайского лунного календаря. В этот период времени элемент ян как бы исчезает. На самом деле он тихонько бурлит под землей. В день зимнего солнцестояния, двадцать второго числа одиннадцатого месяца, энергия ян выходит на поверхность. В Северном Китае люди чувствуют, как энергия ян начинает выходить на поверхность в поворотный момент этого дня.
Существует древняя поговорка, передававшаяся из поколения в поколение на протяжении тысячелетий: “В зимнее солнцестояние ян начинает всплеск”. Эта мысль ярко выражена в структуре данного гуа. Именно поэтому во времена династии Чжоу китайский Новый год начинался с зимнего солнцестояния. Энергия ян начинает новый цикл.
Идеограмма Фу состоит из двух частей. В левой части расположены три штриха, представляющие собой три уходящих следа. С правой стороны находится идеограмма Фу, которая передает как звучание, так и значение иероглифа. В правом нижнем углу три штриха представляют собой три возвращающихся следа. Это идеограмма далекого прошлого. В правом верхнем углу — два овальных круга, обозначающие два солнца.
На самом деле древние использовали изображение двух солнц для обозначения двух элементов ян. Верхнее солнце показывает, что ян отступает, как это происходит в вершине Бо. Нижнее солнце означает, что ян возвращается, как в нижней части Фу. Горизонтальный штрих в самом верху обозначает цифру один. Все изображение правой верхней части идеограммы объясняет, что один ян отпадает, а другой возвращается, обходит и начинает снова, в бесконечном циклическом движении. Таков путь Книги Перемен.
Эта гуа является продолжением предыдущей, “Падение”. Во время упадка темные силы наступают одна за другой, пока не достигнут верхнего положения. Ситуация кажется безнадежной. Однако китайцы считают, что возвращение назад и начало пути — это универсальная и вечная истина. Когда разложение достигает крайней точки, наступает переломный момент. Тогда свет озаряет тьму, и светлая ситуация начинается снова.
Хотя эта гуа не характеризуется как благоприятная, она таковой и является. Внутреннее гуа — Гром, внешнее гуа — Земля. Атрибут Грома, старший сын, совершает действие; атрибут Земли, мать, отвечает на него. Здесь мать отвечает на действия старшего сына. Сын может двигаться вперед без препятствий. Таким образом, решение короля Вэня в отношении гуа содержит положительный комментарий.
Последовательность Гуа
Вещи не могут выйти за пределы крайности. Когда они достигают предела, они возвращаются к истокам.
Решение
Разворот назад.
Процветание и гладкость.
Уход и приход.
Никакого вреда.
Приезжают друзья.
Никакой вины.
Дао падения и возвращения,
Через семь дней возвращение.
Благоприятно, когда есть куда идти.
Комментарий к Решению
Поворот назад — благополучный и плавный,
Фирма возвращается.
Таким образом, выходя из дома и входя в него, нет никакого вреда.
Друзья приходят; нет никакой вины.
Отпадение и возвращение
В соответствии с Дао нарастания и убывания.
Через семь дней наступает возвращение.
Это и есть Дао Неба.
Выгодно, чтобы было куда идти.
Фирма растет и расширяется.
Из этого гуа, Фу,
Можно увидеть сердце Неба и Земли.
Комментарий к Символу
Гром под землей.
Изображение «Поворот назад».
В соответствии с этим,
Древний царь закрыл ворота перевалов
В день зимнего солнцестояния.
Купцы-путешественники не ездили,
И царь не осматривал свои государства.
Яо Текст
1 | Начальная девятка | Не заходить слишком далеко, не поворачивать назад. Ни катастрофы, ни сожаления. Высшая удача. | Поворот назад, не заходя слишком далеко. Человек культивирует свою добродетель. |
2 | Вторая шестерка | Красивый поворот назад. Удача. | Удача красавицы полностью поворачивает назад. Подчиняется добросердечным. |
3 | Третья шестерка | Неоднократный поворот назад. Невзгоды. Нет вины. | Неприятность, связанная с неоднократным возвращением назад. Подходящий для освобождения от вины. |
4 | Четвертая шестерка | Идти по центральному пути. Одинокий поворот назад. | Идти по центральному пути, Одинокий поворот назад. Иду по верному пути. |
5 | Пятая шестерка | Искреннее обращение назад. Без сожаления. | Искренне поворачивается назад. Будучи центральным, он имеет возможность исследовать самого себя. |
6 | Шестерка лучших | Смущенно обернувшись назад. Несчастье. Бедствие и беда. Заниматься мобилизацией толпы; В итоге: большое поражение. Правителю государства, Несчастье. Десять лет: Невозможно запустить снова. | Несчастье от растерянности повернуть назад. Противодействие пути правителя. |
Значение
Эта гуа, как и предыдущая, демонстрирует истину перемен. Когда события доходят до крайности, они сменяются на противоположные. Так, после периода “Отпадения” наступает период “Возвращения”. Свет, который был изгнан, возвращается. Это изменение не происходит насильственно — оно соответствует закону природы. Возвращение происходит спонтанно, как возвращение яркой весны после суровой зимы. Это вопрос обстоятельств, обусловленный подходящим временем и ситуацией. Поскольку это закон природы, никакая человеческая сила не может его изменить.
Хозяином гуа является сплошная линия внизу. Это единственный элемент ян. В “Комментарии к Решению” Конфуция сказано: “Обратный путь благополучен и гладок, твердь возвращается”. В “Решении царя Вэня” говорится: “Через семь дней наступит возвращение”. Существуют две интерпретации.
Первое объяснение рассматривает семь дней как цикл. В “И Цзин” каждая гуа состоит из шести линий. Для того чтобы каждая линия поднялась вверх и вернулась на свое место, требуется семь шагов. Если каждый шаг равен одному дню, то движение занимает семь дней. Семь дней составляют цикл.
Вторая интерпретация предполагает, что седьмой день мог быть ошибочно принят за седьмой месяц. Китайские иероглифы, обозначающие день и месяц, различаются незначительно. Исходя из этого, от летнего солнцестояния в пятом месяце до зимнего солнцестояния в одиннадцатом месяце проходит шесть месяцев. Седьмой месяц начинает новый цикл.
В комментарии к решению говорится: “Из этого гуа, Фу, можно увидеть сердце Неба и Земли”. Здесь раскрывается космология конфуцианской школы. Однажды Конфуций сказал: “У Неба и Земли есть сердце, любящее создавать и распространять”. Конфуцианские ученые призывают следовать дао Неба и Земли, то есть непрерывно творить и распространять. Но даосы придерживаются иной точки зрения. Лао-цзы говорит,
Достичь наивысшей пустоты;
Сохраняйте глубочайшую неподвижность.
Когда десять тысяч существ поднимаются и падают,
Следите за тем, как они поворачивают назад.
Даосы принимают идею циклического движения “падение — уход — возвращение”, “падение — уход — возвращение”, но считают, что существование возникает из не-существования, а движение — из не-движения. Только когда человек достигает состояния полной непривязанности, он способен увидеть сердце Неба и Земли. В китайской культуре конфуцианская и даосская школы образуют инь-янь. Философия конфуцианской школы — это движение и делание. Философия даосской школы — это отступление и ничегонеделание. Однако обе философии берут свое начало в “И Цзин”.
Это благоприятное гуа, поскольку энергия ян возвращается. Однако в решении не говорится о его благоприятности, поскольку энергия ян еще слаба. Ее достижение зависит от усилий. Но первая строка предвещает высшую удачу. В действительности никто не совершенен. Если человек способен повернуть назад, не заходя слишком далеко в сторону зла, это приносит высшую удачу. Вторая строка предвещает удачу, потому что это элемент инь в центральном месте. Тот, кто находится в этом месте, может с радостью повернуть назад к добру, потому что он подчинен добродетельному человеку, находящемуся под ним.
Это гуа указывает на то, что благодаря влиянию царя Вэня и царя У упадок был исправлен в короткий срок. Социальная норма была восстановлена. Вежливость и этикет, созданные князем Чжоу, были немедленно возвращены на место. Царь Вэнь был доволен сложившейся ситуацией; он утверждал, что поворот назад принес успех. Нет никакого вреда в том, что люди уходят и возвращаются. Нет вреда в том, что люди из разных царств приходят и уходят.
Отпадение и возвращение двигались в соответствии с дао нарастания и убывания. Действовать было благоприятно. В книге “Князь Чжоу” говорится, что, возвращаясь назад и не заходя слишком далеко, не нужно сожалеть. Поворот назад с радостью к добру приносит удачу, но многократный поворот назад опасен. Поворачивая назад, следует честно и искренне идти по центральному пути. Упущение правильного времени и направления для поворота назад приводит к бедам.
Толкование
1 — Начальная девятка
Поворот назад чередуется Исполнением (2) | |
---|---|
Эта линия является ведущей в гуа. Она представляет собой начало инцидента. Элемент ян в нижней части начинает расти и изгонять негативные силы. Это символизирует возвращение света из тьмы. Он также символизирует возвращение назад после незначительной ошибки. Поскольку ошибка находится на начальной стадии, она еще не является серьезной. Если уметь исправлять свои ошибки в самом начале, то не составит труда начать все сначала. Не о чем сожалеть. |
В комментарии к этой строке Конфуций говорит: “Поворачивать назад, не заходя слишком далеко. Так культивируется добродетель”. Это относится к его любимому ученику Йен Хуэю. Однажды он сказал: “Йен Хуэй действует почти безошибочно. Если есть что-то нехорошее, он не перестает это замечать. А распознав, он никогда не совершает его во второй раз”. Такое поведение, конечно, в высшей степени благоприятно.
2 — Вторая шестерка
Поворот назад чередуется Приближением (19) | |
---|---|
Вторая линия — это иньский элемент в иньском месте, центральном, правильном и близком к твердой линии внизу. В этом месте человек выходит из тьмы и с радостью возвращается к свету. Поскольку она привязывается к хозяину, добросердечному человеку, и находится под его влиянием, а также возвращается на правильный путь, ее ожидает удача. |
3 — Третья шестерка
Поворот назад чередуется Травмой блеска (36) | |
---|---|
Третья линия — это иньский элемент в янском месте, не центральном и не правильном. Она находится в верхней части внутреннего гуа “Гром”. Атрибут Грома — беспокойство. Находящийся в этом месте склонен повторять ошибки, но каждый раз возвращается назад. Всегда есть возможность вернуться к свету. Повторять ошибки опасно, однако, неоднократно возвращаясь назад, человек все же заслуживает освобождения от вины. |
4 — Четвертая шестерка
Поворот назад чередуется Принятием мер (51) | |
---|---|
Четвертая линия находится в середине гуа в окружении четырех элементов инь — двух сверху и двух снизу. Человек в этом месте идет с озорными спутниками по ложному пути, но на середине пути сворачивает на правильную дорогу. Поскольку эта линия отвечает элементу ян внизу, можно не впадать в крайности. |
В тексте “Яо” не говорится об удаче или несчастье, поскольку для этой гуа энергия ян только начала разворачиваться, и предсказать ее трудно. С другой стороны, когда человек действует в соответствии с правильным путем, он не должен обращать внимания на то, к чему приведет удача или несчастье. Это и есть правильное отношение.
Великий ученый династии Хань Дун Чон-су говорил: “Благожелательный человек действует в соответствии с тем, что положено, он не ищет выгоды. Он освещает Дао, не считаясь с заслугами”. Истинный дух “И Цзин” заключается в том, чтобы делать то, что положено, в нужное время и нужным способом. Удача и несчастье являются следствием действий человека.
5 — Пятая шестерка
Поворот назад чередуется Началом (3) | |
---|---|
Пятая линия находится в высшем месте, в центре верхнего гуа, Земли. Человек, находящийся в этом месте, честен и искренен. Она способна анализировать свои поступки и следовать путям Золотой середины. В момент поворота назад она стремится к самосовершенствованию. Сожаление отсутствует. |
6 — Шестерка лучших
Поворот назад чередуется Питанием (27) | |
---|---|
Самая верхняя линия — это иньский элемент в иньском месте; его атрибут — слабость. Место не является центральным, что указывает на то, что человек сбился с пути и упустил возможность повернуть назад от ошибки. Будут происходить бедствия; даже по прошествии длительного времени бедствие не будет устранено. В этой линии верхняя гуа, Земля, представляет собой землю страны. Самая верхняя строка представляет собой место Неба и императора. |
По этой причине в тексте “Яо” говорится, что несчастье будет в виде стихийного бедствия, а также бедствий, вызванных слабостью императора. Смысл этой строки заключается в том, что в точке поворота — если человек упорно придерживается неверного курса и отказывается повернуть назад — его непременно подстерегает опасность.
Иллюстрации к Толкованию
Дополнительная справочная информация
Гексаграмма 24 Возврат: ключ к постепенному возвращению
Изображение:
Декламировать как:
Элемент:
Структура:
Месяц:
Хозяин Гуа:
Противоположный Гуа:
Обратный Гуа:
Взаимный Гуа:
Земля вверху, Гром внизу
Гром под землей, Поворот назад
Земля
Пять инь с одним ян
Одиннадцатый месяц лунного года, или декабрь
Начальная девятка
Перечение (44)
Разорением (23)
Исполнением (2)
Даосский И Цзин
Возвращение —- это развитие. Выезд и въезд — нет болезни. Когда спутник в углу — нет вины. Обратный путь, возвращение через семь дней — полезно иметь место, куда идти.
Возвращение означает поворот назад. Что касается качеств гексаграммы, то вверху — Земля, послушная, внизу — Гром, активный; когда активность подчиняется разуму, небеса поворачиваются в своем русле, а дела человека идут успешно. Кроме того, в теле гексаграммы один ян перемещается под группу инь; это первое возвращение энергии ян. В обоих смыслах это путь возвращения, поэтому он и называется возвращением.
Эта гексаграмма представляет собой возвращение ян внутрь первозданного инь; она является продолжением предыдущей гексаграммы “украшение”. Украшение — это ясность ума и покой в надлежащем месте, что позволяет взрастить ясность и запустить “огонь” для сбора первозданного истинного ян. Собирание истинного ян — это путь возвращения ян посреди инь, перестройка личных дел, с помощью которой можно присвоить творческий потенциал природы и постичь жизнь и смерть, так что возвращение будет неизменно развивающим.
Хотя путь возвращения развит, тем не менее люди принимают ложное и пренебрегают истинным; большинство не знает возвращения истинного. Если знать, то оно уже близко — появляется разум Дао, человеческий менталитет отступает, и можно выходить и входить в среду инь и ян, не подвергаясь негативному влиянию инь и ян. Необходимо знать время возвращения; не следует насильственно искать его до наступления подходящего момента, и не следует упускать его, когда время пришло. Только тогда можно обрести настоящее.
Когда человек только рождается, он весь добрый, без зла; затем, когда он запутывается в приобретенной обусловленности, инь повреждает ян, и происходит потеря изначальной природной реальности. Но даже если она утрачена, она никогда не бывает полностью несуществующей; в ней все еще есть дыхание живого потенциала. Временами он может проявляться, но люди не замечают его даже тогда, когда он проявляется, поскольку обмануты личными желаниями и сбиты с толку мирскими делами.
Чтобы вернуть его, восстановить, нужно воспользоваться моментом, когда этот живой потенциал появляется, и быстро заняться его накоплением — только тогда он станет своим. Если же живой потенциал еще не появился, и вы продолжаете молчать в пустой тишине, то как он может вернуться? Поэтому он возвращается, “когда приходит товарищ”, и только тогда человек может быть без вины виноватым.
Иероглиф “спутник” пишется как соединение двух лун: одной — ян, другой — инь. Когда инь достигает кульминации, рождается ян; внутри инь есть ян — это и называется “приходит спутник”. Если инь не достигает кульминации, ян не рождается, а спутник не приходит; если спутник не приходит, инь и ян не взаимодействуют — откуда тогда взяться творческой энергии?
Поэтому для появления живого потенциала необходимо, чтобы пришел спутник; живой потенциал появляется при взаимодействии инь и ян — соберите его и бросьте в печь творения, и через мгновение беда превратится в благословение, наказание — в награду. Раньше были недостатки из-за потери истинного ян; теперь, когда истинный ян восстановлен, человек может быть без недостатков.
Но хотя, восстановив это, можно стать безупречным, путь к этому предполагает работу в упорядоченном режиме, восстанавливая его постепенно; нельзя восстановить его сразу, а если и восстановить сразу, то стабилизировать его не удастся. Необходимо сначала усовершенствовать себя и овладеть умом, дождавшись времени, когда можно будет действовать.
Поэтому, “обратив путь вспять”, реальность возвращается “через семь дней”. “Обратный путь” означает разворот и действие в обратном направлении, уход от прогрессивной обусловленности к изначальной целостности реального ума; “семь дней” — это число огня ян. Энергия гармонии сущности и чувств в людях — это огонь ян, это настоящее. Беспокойство приобретенной энергии в людях — это огонь инь, это ложь.
Настоящее завершает жизнь, ложное — ранит ее. “Обратить путь вспять” означает сначала обратить вспять этот ложный огонь, чтобы вернуться к истинному огню. Через семь дней возникает огонь ян и угасает огонь инь: Совершенно пустой и безмолвный, внутри черного есть белое; первозданная энергия проявляется из небытия. Постепенно собирая и очищая ее, можно выкристаллизовать восстановленный эликсир.
Этот путь нетрудно познать, но трудно практиковать; когда вы его познали, самое главное — практиковать его. Если вы знаете его, но не практикуете, это равносильно незнанию. “Имея место, куда идти”, и стремительно приступая к его культивированию, он непременно вернется постепенно, от одного ян до шести чистых и полных ян. Что может сравниться с ростом и плодами этого возвращения?
Существует возвращение естественного времени и возвращение человеческих дел. Возвращение естественного времени — это проявление истинного ян, которое происходит спонтанно. Возвращение человеческих дел — это стабилизация истинного ян, которая происходит благодаря усилиям. Только когда естественное время и человеческие дела объединяются, наступает завершение.
Если оставить в стороне верхнюю строку из шести — “отступление от возвращения”, то все остальные пять строк указывают на путь возвращения, будь то интенсивное, спокойное или согласованное усилие; во всех них конечным достижением является возвращение к изначальному “я”.
Судьба по Книге Перемен
Значение гексаграммы | Весна уже близко, благоприятная удача возвращается и скоро наступит. Вы увидите много надежд и много возможностей. Эта благоприятная удача компенсирует прошлые потери и неудачи, с которыми Вы столкнулись. Не торопитесь двигаться вперед. Делайте шаг за шагом, и вы будете расширяться вверх и добьетесь успеха в достижении своей цели. |
Любовь | Если вы состоите в отношениях, то будете конфликтовать друг с другом. Это приведет к тому, что вы будете ходить туда-сюда, расходиться и снова сходиться. Если вы уже расстались, то сможете снова сойтись. Если вы уже потеряли эти отношения, то вскоре появятся новые. |
Брак | Если вы будете работать над своими проблемами, сталкиваясь с трудностями и препятствиями, то сможете осуществить свое желание вступить в брак. |
Семья | Из-за разницы во взглядах вы расстались. Если кто-то из вас проглотит свою гордость и извинится, вы сможете снова быть вместе и все будет как прежде. Если вы уже развелись, то скоро у вас будут новые отношения. |
Аудиотекст “Блудный сын”
Услуги
Центр прогнозирования и коррекции судьбы “Мистерия” принимает заказ на консультацию по “И Цзин”. Используя знания магического оракула, профессиональные специалисты помогут Вам получить ответ на интересующий вопрос, представляющий ту или иную Вашу жизненную ситуацию. Записаться в предварительный список можно здесь. Цена договорная.
Благодарю, Ольга!
Благодарю, Александра!