Гексаграмма 9 Сяо-чу в переводе Ричарда Вильгельма звучит как “Укрощение силы малого”. Джон Блофельд называет это гуа “Малый питатель”. В книге даосского мастера Альфреда Хуанона Сяо-чу называется “Малым накоплением”. Таким образом, после “Союза” следует “Малое накопление”.
Название и структура
Название этого гуа состоит из двух китайских иероглифов. Первый иероглиф, сяо, означает “маленький”. Второй иероглиф означает выращивать скот или накапливать что-то. Чу можно применить к накоплению питания, силы или даже добродетели.
Есть две идеограммы, которые демонстрируют значение этого гуа. Первая идеограмма означает “мало”. Она состоит из трех штрихов, одного слева и одного справа, причем третий вертикальный штрих проходит сверху вниз между левым и правым штрихами. Этот символ символизирует акт разделения.
По мнению древних мудрецов, после деления все становится маленьким. Вторая идеограмма состоит из двух частей. Нижняя представляет собой поле, а верхняя — две кучи травы, уложенные одна на другую, с крышкой сверху. Вся идеограмма представляет собой изображение хранения или накопления.
Структура гуа — Ветер вверху, Небо внизу. Имеется только одна линия инь с пятью линиями ян. Очевидно, что элемент ян сильнее, чем инь. Царь Вэнь видел, как на западном небе собиралась буря и клубились тучи, но дождь не шел. Он понял, что влаги в облаке было недостаточно для образования дождя. Там было лишь небольшое скопление влаги. Рано или поздно дождь должен был пойти.
Он также понял, что когда пять линий ян полагаются в питании на одну инь, инь становится трудно. Инь нужно время, чтобы накопить энергию и силу. Когда энергии и сил не хватает для выполнения задачи, нужно сделать перерыв, чтобы собраться с силами для дальнейшего выполнения. Перерыв должен быть временным, но достижение должно быть непрерывным. Это основная тема гуа.
В “И Цзин” среди шестидесяти четырех гуа есть два, представляющие накопление. Одно из них — Малое накопление (9), а другое — Великое накопление (26). Малое накопление подчеркивает накопление питания; Великое накопление подчеркивает накопление добродетелей.
Последовательность Гуа
Множество в гармоничном союзе непременно приводит к тому, что что-то накапливается. Таким образом, после объединения следует малое накопление.
Решение
Небольшое накопление.
Процветающий и ровный.
Облака сгущаются, но дождя нет
На моей западной стороне.
Комментарий к Решению
Малое накопление.
Малый занимает господствующее положение.
Ему соответствуют те, кто выше, и те, кто ниже.
Это называется Малым Накоплением.
Сильные и нежные.
Сильные занимают центральные места;
В конце концов их воля будет исполнена.
Поэтому гладко и благоприятно.
Облака сгущаются, но дождя нет.
Они все еще движутся вперед
На моей западной стороне.
Его стремление еще не осуществилось.
Комментарий к Символу
Ветер дует в небе.
Изображение “накапливает питание понемногу”.
В соответствии с этим,
Высший человек полирует и украшает свои культурные качества.
Яо Текст
1 | Начальная девятка | Возвращение на свой путь. Как это может быть ошибочным? Удача. | Вернись к своему правильному пути. Это подходит для удачи. |
2 | Вторая девятка | Рука в руке, возвращение. Удача. | Рука в руке, возвращение по центральному пути. Он не теряет себя. |
3 | Третья девятка | Спицы падают с колес телеги. Муж и жена выпадают. | Муж и жена ссорятся. Он не в состоянии хорошо заботиться о своей жене. |
4 | Четвертая шестерка | Быть искренним и правдивым. Беспокойство уходит; Страх уходит. Нет вины. | Быть искренним и правдивым, Беспокойство уходит. Те, кто выше, согласны с вами. |
5 | Пятая девятка | Будьте искренними и правдивыми. Опираясь друг на друга, налаживайте отношения. Устанавливайте процветание с соседями. | Будьте искренними и правдивыми. Стройте отношения рука об руку. Нехорошо быть богатым в одиночку. |
6 | Девятка лучших | Дождь идет. Дождь прекращается. Относитесь к добродетели свысока. Женщина Быть стойким: невзгоды. Луна почти полная. Превосходный человек продолжает идти вперед: Несчастье. | Дождь падает. Дождь прекращается. Считайте добродетель полностью накопленной. Превосходный человек продолжает идти вперед: Беспокоиться о том, чтобы не пострадать. |
Значение
В этом гуа используется образ “Тучи сгущаются, но дождя нет”, чтобы выразить ситуацию, когда накопление скрытой энергии и силы недостаточно. Необходим небольшой перерыв. Это не время для осуществления своей цели. В процессе развития прогресс часто заходит в тупик. Может возникнуть небольшое препятствие из-за отсутствия опыта или недостатка сил. В такой ситуации следует накапливать энергию, готовясь к следующему шагу. Главное наставление гуа — быть искренним и правдивым. Это ключ к взращиванию множества с малым.
Структура гуа представляет собой уступающую линию на четвертом месте, окруженную пятью сплошными линиями. Четвертое место находится в нижней части верхнего гуа — Ветра. Это дает нам представление о том, что уступающая линия имеет силу, чтобы вздымать тучи, но не может принести дождь. Она получает поддержку от всех твердых линий. Так, в “Комментарии к решению” Конфуция говорится: “Облака сгущаются, но дождя нет. Они все еще движутся вперед”. И он же говорит: “Малое занимает господствующее положение. То, что выше, и то, что ниже, соответствуют ему”.
Сначала должно произойти накопление, а затем возможно дарование. Накапливать — значит хранить, а даровать — значит плавно переходить. В том, что облака сгущаются, но дождь не идет, проявляется двоякая истина. С одной стороны, прежде чем помогать другим, нужно накопить собственные знания, силу и добродетель. С другой стороны, для того чтобы помогать и поддерживать друг друга, люди должны быть искренними и правдивыми. Древние учили, что “работая вместе, с одним сердцем и одним умом, песчинки, собранные в кучу, образуют пагоду”.
Хозяином гуа является линия уступчивости в четвертом месте. Это иньский элемент в иньском месте, что правильно. Есть пять элементов ян, которые перекликаются с инь, но это не подходящее время для продвижения инь из-за его слабости как элемента инь. В “И Цзин”, как уже упоминалось, первое, третье и пятое места — ян, а второе, четвертое и шестое — инь. Когда элемент ян находится на месте ян или элемент инь на месте инь, они правильно расположены. Когда элемент находится в правильном месте, он символизирует, что нужный человек находится в нужном месте. В этом гуа элемент инь на четвертом месте является правильным.
Это гуа рассказывает нам о том, что царь Вэнь вернулся на родину после семи лет заточения. Он начал накапливать силы, готовясь свергнуть тирана Шан. Он понимал, что в это время накопление сил понемногу будет благоприятным. Родина царя Вэня, Чжоу, находилась к западу от Шан; поэтому в “Решении” говорится: “Сгущаются тучи, но нет дождя на моей западной стороне”. Герцог Чжоу вспоминает, как царь Вэнь накапливал силы Чжоу. Сначала царь Вэнь вернулся к своему обычному пути, как до заключения. Затем он начал работать рука об руку с теми, кто желал накапливать силу вместе с ним.
Существовали разные мнения, представленные в виде спиц, отваливающихся от колес телеги, и мужа с женой. Царь Вэнь напомнил своему народу, что, только накапливая силу понемногу, можно избежать трагедии, подобной той, что произошла с его отцом, убитым Шан. С искренностью и правдивостью царь Вэнь строил союз рука об руку со своим народом, а также с соседними кланами. Наконец пошел дождь, а затем прекратился. Луна была почти полной. Царь Вэнь предупредил, что чрезмерная активность приведет к несчастью.
Толкование
1 — Начальная девятка
Малое накопление чередуется Поступать смиренно (57) | |
---|---|
Девять в начале находится в нижней части нижнего гуа, Неба. Правильное место Неба — вверху. Таким образом, в тексте Яо говорится: “Вернись к своему правильному пути. Разве это может быть неправильно?” Правильный путь можно интерпретировать как Дао Неба. Нижняя линия — это элемент ян в месте ян; его место правильно. Он также отвечает элементу инь в четвертом месте. Нет никакой проблемы в возвращении на свой путь. Поэтому все выглядит благоприятно. |
2 — Вторая девятка
Малое накопление чередуется Домашним хозяйством (37) | |
---|---|
Вторая линия занимает центральное место в нижней гуа. У каждого в этом месте есть та же цель — вернуться на правильный путь. Текст Яо гласит: “Рука об руку, возвращайтесь”. По-китайски это цянь фу. Фу означает “возвращаться”, а цянь — “тянуть”. Таким образом, в некоторых переводах цянь фу дается как “позволение втянуть себя в возвращение” или “принуждение себя вернуться”. Однако “цянь” также означает “рука об руку”. Это указывает на то, что делать что-то с кем-то, разделяющим общую цель, приносит удачу. |
Согласно тексту Яо, в этом нет негативного смысла, например, в том, что тебя тянет назад, влекут обратно или заставляют вернуться. В возвращении рука об руку есть позитивный подтекст.
3 — Третья девятка
Маленькое накопление чередуется Внутренней Искренностью (61) | |
---|---|
Сплошная линия на третьем месте представляет человека с твердым и сильным характером. Он принял решение вернуться. Однако он уже заключил союз с элементом инь на четвертом месте как муж и жена. В “И Цзин” Небо также представляет мужа, а Ветер — старшую дочь или иногда жену. По мнению древних, муж и жена были соединены вместе, как спицы в колесе; они составляли единое целое. Между тем, тот, кто находится на третьем месте, упрям и своеволен. Он не может позаботиться о жене и заручиться ее поддержкой. Он настаивает на том, чтобы вернуться самому. Результат очевиден: муж и жена выпадут из телеги, а дом не будет содержаться в порядке. Линия указывает на то, что в процессе роста и развития лучше иметь компаньона того же ума и с теми же целями. |
4 — Четвертая шестерка
Малое накопление чередуется Творчеством (1) | |
---|---|
Шесть на четвертом месте — единственный инь-элемент в этом гуа. В общем смысле, иньский элемент может быть препятствием для продвижения янских элементов. В этом гуа элемент инь находится на месте инь, что правильно. Тот, кто находится в этом месте, способен быть смиренным и готов принять поддержку от двух ян-элементов на вершине. |
Таким образом, в Яо-тексте говорится: “Тревога уходит, страх уходит”, что по-китайски означает “сюэ цю ти чу”. Буквально это означает “кровь исчезает, страх уходит”. Уступающая линия на четвертом месте вместе со сплошной линией на третьем месте и сплошной линией на пятом месте образуют верхнее взаимное гуа, Вода.
Вода символизирует кровь; поэтому Вильгельм переводит ее как “Кровь исчезает, страх уходит”, а Блофельд — как “Кровавые и ужасные дела избегаются”. Однако в древние времена xue, кровь, было простой формой xu, беспокойство. Исходя из этого, правильное понимание заключается в том, что тревога исчезает, а страх отступает.
5 — Пятая девятка
Малое накопление чередуется Накоплением (26) | |
---|---|
Пятое место — это место для короля или место превосходства и процветания. В этом гуа это ян-элемент в ян-месте, центральном и правильном. Как правило, эта линия должна быть ведущей в гуа. Однако тот, кто находится на этом месте, обладает внутренней искренностью; он готов строить отношения с инь-элементом на четвертом месте. Они соответствуют элементам инь и ян и могут быть гармоничными. Сплошная линия на пятом месте — это элемент ян в благоприятном месте. Он уже накопил некоторое богатство. Он постиг Дао Неба, то есть то, что тот, кто помогает другим, в конечном итоге помогает себе. Поэтому он готов установить процветание со своими соседями. Это и есть ключ к успеху. |
В комментарии Конфуция к тексту “Яо” говорится: “Нехорошо быть богатым в одиночку”. Если делиться богатством с другими, то это принесет больше богатства самому себе. Таково Дао Неба.
6 — Девятка лучших
Малое накопление чередуется Потребностью (5) | |
---|---|
Самая верхняя линия указывает на то, что Маленькое Накопление уже достигло предела. Дождь прошел; человек должен быть доволен. Богатство накоплено, как полная луна. Пришло время отдохнуть и уделить серьезное внимание накоплению добродетели. Обычно инь-чистота должна быть покорна ян. В этом гуа инь уже питает пять ян; лучше остановиться, пока не зашли слишком далеко. Иначе, если продолжать двигаться вперед без перерыва, случится несчастье. |
Иллюстрации к Толкованию
Дополнительная справочная информация
Безумная история гексаграммы 9: Сяо-чу — Малое накопление
Изображение:
Декламировать как:
Элемент:
Структура:
Месяц:
Хозяин Гуа:
Противоположный Гуа:
Обратный Гуа:
Взаимный Гуа:
Ветер вверху, Небеса внизу
Штормовой ветер омрачает небо, Небольшое накопление
Дерево
Пять ян с одним инь
Четвертый месяц лунного года, или май
Четвертая шестерка
Восхищение (16)
Исполнение (10)
Многообразие (38)
Даосский И Цзин
Воспитание малым:
Воспитание малым способствует развитию. Плотные облака не приносят дождя, исходя из собственной западной провинции.
Забота о малом — это создание питания для маленького. Что касается качеств гексаграммы, вверху — ветер, покорность, внизу — небо, сила: будучи сильным, но действуя покорно, покорность подчиняет силу, а сила не может действовать сама по себе. Поэтому это называется заботой о малом, что также означает, что малое сдерживает вас.
Эта гексаграмма символизирует воспитание великого малым; она повторяет предыдущую гексаграмму “Армия”. Путь армии — использовать ян для отражения инь, для чего важно сначала подпитывать ян. Когда человек способен питать ян, тогда он придерживается малого, полного, но не переполняющего, твердого, но не агрессивного, имеющего, но кажущегося не имеющим, полного, но кажущегося пустым. Сердце с каждым днем становится все смиреннее, в то время как добродетель с каждым днем становится все выше. Таким образом, можно постепенно попасть в царство мудрецов. Вот почему забота о маленьком имеет развивающее значение.
Однако, хотя забота о малом способствует развитию, если малость чрезмерна, это означает, что вы делаете что-то слабо. Путь твердости отклоняется от своего надлежащего места, воля не крепка, и человек становится слабым и неэффективным: когда забота мала, развитие невелико, так что путь твердости отклоняется от своего надлежащего места. Действие не имеет далеко идущих последствий, и поэтому великое Дао трудно достичь. Это похоже на “плотные облака без дождя, исходящие из собственной западной провинции”.
Энергия Инь собирается в виде облаков, энергия ян прибывает в виде дождя; Пока облака не проливаются дождем, энергия инь преобладает, в то время как энергия ян слаба, и жизненный потенциал находится на грани прекращения; о том, что близко, в тебе самом, даже не заботятся, так как же можно искать то, что далеко, в другом? Когда одна маленькая пустота впадает в квиетизм, как можно восстановить свое небесное изначальное состояние? Итак, нужно знать процесс воспитания маленькими.
Как мы наблюдаем за воспитанием, представленным в шести линиях, хотя воспитание малым по сути является развивающим, все зависит от того, насколько человек мал. Если малость уместна, то через малость можно взрастить величие и добиться хороших результатов. Если же малость неуместна, то можно повредить величие малостью и навлечь беду.
Судьба по Книге Перемен
Значение гексаграммы | Ваша нынешняя удача сталкивается с препятствиями, и вам трудно двигаться вперед. Небо затянуто темными тучами, но дождя нет. Вы чувствуете себя беспомощным в сложившейся ситуации. |
Любовь | Вас не устраивают многие сферы этих отношений. Вы чувствуете себя раздраженным и подавленным. Лучшее, что можно сделать сейчас, — это расслабиться и заняться тем, что вам нравится. |
Брак | Существует множество препятствий. Не форсируйте события. Иначе, даже если вы добьетесь успеха, этот брак не будет полноценным. |
Семья | В вашем доме царит хаос. Не действуйте необоснованно или поспешно. Лучше всего вести себя спокойно и мягко, чтобы избежать разрыва отношений. |
Аудиотекст “Решающая шалость. Стрельба глазами”
Комментарий к аудиотексту “Решающая шалость. Стрельба глазами”
Услуги
Центр прогнозирования и коррекции судьбы “Мистерия” принимает заказ на консультацию по “И Цзин”. Используя знания магического оракула, профессиональные специалисты помогут Вам получить ответ на интересующий вопрос, представляющий ту или иную Вашу жизненную ситуацию. Записаться в предварительный список можно здесь. Цена договорная.
Благодарю, Ольга! Приятно, что Вам интересна данная тематика.
Благодарю, Александра!